Найти в Дзене
18,2 тыс подписчиков

[History] Уроки истории -2, "Гневный"

Итак, отряд кораблей из состава ОЛС КБФ днем 22 июня 1941 года вышли из Усть-Двинска и двинулся в направлении Ирбенского пролива к району Центральной позиции для прикрытия минных постановок.

4.Отряду из крейсера и трех ЭМ предстояло пройти 180 миль за 9 часов, что требовало идти со скоростью 20-22 узла. И уже само по себе данный расчет не предполагал использование БТЩ (как требовали наставления) из-за их низкой скорости, да и параваны-охранители могли "работать" не совсем эффективно, так как рассчитывались на скорость корабля 14-18 узлов. Но все эти факторы уступили место решимости выполнить поставленную задачу, ((
Определенную уверенность в работу параванов, как пишет Д.М.Васильев, вселял опыт (ох уж этот опыт!) Финской войны, когда такой способ борьбы с минной опасностью себя оправдал. Однако в данном случае, советским кораблям пришлось иметь дело не с финскими минами времен Первой мировой (их финны закупали у шведов), а с немецкими. Немцы широко использовали новые гальваноударные мины ЕМС с индивидуальной противотральной защитой (стальная гофрированную трубку КА длиной 27,3 м, насаженная на верхнюю часть минрепа) или со смычками стальных цепей, которые крепились к тросовым минрепам. В первом случае, при захвате резаком трала и параваном-охранителем трубка не перерезалась им, а смещалась, замыкая контакт и вызывая взрыв мины, во-втором - цепи заклинивали резак трала и мина подтаскивалась к борту корабля, грозя взрывом. Так что ситуация была не простая, и вскоре за излишнюю самоуверенность пришлось расплачиваться.
Между тем, совершив быстрый бросок в заданный район, советские корабли ночью 23 июня прибыли на позицию, поставили параваны и приступили к маневрированию. Напомним, о данных сообщенных БТЩ Т-216 никто не знал.

5. 23 июня 1941 года в 3:30 в 16-18 милях к NO от маяка Тахкуна на мине подорвался "Гневный". Взрывом мины оторвало носовую часть по второе орудие ГК, которая затонула. Корабль потерял ход, командир был тяжело ранен, среди экипажа - 20 убитых и много раненых. К поврежденному кораблю с кормы подошел "Гордый", с которого была спущена шлюпка для спасения сброшенных в воду моряков, а на "Гневный" перешла аварийная партия.
Осмотр "Гневного" провел командир дивизиона ЭМ кап.2 ранга С.Д.Солоухин, который оценил повреждения как критические - поступление воды остановить не удалось, надежды на спасение корабля нет. На основании данных осмотров НШ ОЛС кап.2 ранга И.Г.Святов (находясь на мостике КР"Максим Горький"), понимая насколько рискованно спасать поврежденный эсминец, находящийся на минном поле, и принял решение снять экипаж "Гневного" на "Гордый", а поврежденный корабль потопить артиллерией.
Оставленный «Гневный» был расстрелян 130-мм ОФ снарядами. Попадания вызвали пожар и взрыв боезапаса одного из артиллерийских погребов, но брошенный ЭМ упорно не хотел тонуть. Через двое суток «Гневный» обнаружила немецкая авиация и три Ю-88 двумя попаданиями добили корабль. А вот это уже "сюрприз",((.

Непопулярное и сложное решение. Как-то не хотелось начинать войну с потерь в первые же сутки, тем более уничтожать собственный корабль, но в данном случае это диктовалось тактической необходимостью.
Более того, последующие события подтвердили правильность решения Святова, не торопитесь с выводами, а "присвоения прозвищ" пусть будут на совести тех, кто их пытался (видимо не от большого ума, а с определенным умыслом) наклеивать на командиров.
Итак, из 4-х кораблей после 4 часов утра 23 июня один ЭМ, после подрыва на мине, был оставлен и расстрелян, но оставшиеся три корабля ждали новые испытания...
Пауза, и но мы еще вернемся к отряду И.Г.Святова.

P.S.Кстати, к примеру, а почему не назвать "Топилиным" командира ЭМ "О'Брайен" У.В.Аутербриджа, потопившего быстроходный транспорт "Уорд", поврежденный камикадзе; или командира ЭМ "Фелпс", который добивал АВ "Лексингтон", или командиров американских эсминцев, которые "шпиговали" торпедами "Хорнет", а тот все не тонул, дожидаясь японцев?
Вопрос риторический.

ф.1,2-"Гневный"
ф.3-ком. "Гневного" кап.2 ранга М.Т.Устинов
3 минуты
379 читали