446 подписчиков
Наука и религия в Соловецком монастыре. Вопрос о противостоянии науки и религии для Севера в целом и для Соловков в отдельности не являлся актуальным. Соловецкий монастырь долгие века был в авангарде технического прогресса. Для него это был вопрос выживания в суровых северных условиях. Ещё первые насельники обители, преподобные Зосима и Савватий, в начале 15 века наладили технологию солеварения в качестве подспорья для нового монастыря. А в 16 веке настоятель святитель Филипп (Колычев) обустраивая хозяйственную деятельность приказывает братии прокладывать каналы, строить водяные мельницы для оптимизации труда, а в монастырских вотчинах возводит железоплавильный и оружейные заводы. Таким образом создавая полный цикл по добыче и переработке болотной железной руды и изготовление продукции, начиная от вил и топоров для хозяйственной деятельности, и заканчивая ружьями и пушками для организации защиты Соловков и Западного Беломорья. В последующие века соловецкая братия и монастырские крестьяне налаживали морские и рудные промыслы, монастырь был крупным поставщиком соли, слюды, железа, рыбы, тюленьего жира. Несмотря на климат, там занимались растениеводством: тепличным, садоводством, выращиванием лечебных трав, а также содержали самую северную в мире пасеку. Для труда на разных промыслах требовались профессиональные работники. Для этого при монастыре существовали для послушников обители и для крестьянских детей Архангельской губернии специальные школы, которые готовили плотников, столяров, моряков, кузнецов, иконописцев, певчих и др. Юноши которые возвращались из монастыря в свои деревни после обучения считались лучшими женихами. Но наиболее ярко вопрос взаимодействия научного прогресса и хозяйственной деятельности проявился во второй половине 19 века. При настоятеле Соловецкого монастыря архимандрите Мелетии была открыта первая на европейском севере "Соловецкая биологическая станция", которая размещалась в Сельдяной избе (двухэтажный дом для рыбных промыслов), а учёные помогли организовать завод по разведению рыб. Также были организованы метеорологическая станция «Соловецкий монастырь» (находилась в северо-западной башне) и геофизическая обсерватория, которая следила за льдом и оказывала помощь в судоходстве. Кроме этого были ещё фотолаборатория, живописная школа и литографическая мастерская. На станциях работали лучшие русские научные умы 19 века, которые на лето приезжали сюда из ведущих университетов страны. Монастырь предоставлял им помещения, помогал в исследованиях, выделял средства на содержание. При этом необходимо учесть, что ученые приезжали разные и не все из них были православными верующими людьми. Но широкие взгляды, образованность, а также интерес к научному и техническому прогрессу позволяла архимандриту Мелетию принимать у себя на Соловках всех, кто стремился к исследованию нового и неизвестного для общего блага. В ответ и столичные профессора, которые позволяли у себя дома критически высказываться по поводу веры, в Соловецкой обители такого себе не позволяли. Всё происходило на взаимном уважении и выгоде. Правда, были и времена, когда настоятели больше уделяли вниманию духовной жизни, но даже при них вводились технические новшества, хоть и не в том объеме как при прогрессивных наместниках. Наверное, вопрос о противостоянии науки и религии в жизни, а не в теории больше относиться не к принципам, от которых нельзя отступать, а к человеческому кругозору. На примере Соловецкого монастыря можно предположить, что глубокое и всестороннее образование, скромность в суждениях и уважение к оппоненту помогали достигать большой пользы как для науки, так и для религии.
3 минуты
28 июня 2023