Найти тему

Игра в деньговыдавателя (закрепление навыков сложения)


Случаются у нас с сыном сюжетно-ролевые игры, в которые мы играем один-единственный раз и больше о них не вспоминаем. Но есть и такие, к которым мы возвращаемся снова и снова не протяжении не то что месяцев, а даже лет. Эти регулярные игры составляют нашу сюжетно-ролевую игротеку. Расскажу сегодня об одной из них — мы в неё уже года полтора играем. Она забавная и содержит дидактический компонент. В процессе игры ребёнок изучает и закрепляет состав чисел из нескольких меньших.

Сюжет: кассир выдаёт зарплату жителям Зверограда. В роли кассира — ребёнок. А я — за всех зверушек, пришедших за получкой. Зверушки — мягкие игрушки.

Однажды, когда мы доиграли в настольную игру с числовыми карточками («Ралли» от Джеко), мне захотелось ещё потренировать ребёнка в счёте, поэтому я предложила: «А давай как будто карточки с цифрами — это деньги. А ты как будто кассир. Будешь выдавать зарплату… своим мягким игрушкам».

Сын сначала не понял, о чём я: «Какой кассир? Кассиры же в магазинах». Пришлось совершить короткий экскурс в историю: «Когда я была совсем молоденькой, а ты существовал лишь в мечтах, на работе мне выдавали зарплату наличными деньгами, а не переводили на карточку, как сейчас. Должность человека, вручавшего нам купюры и монеты, называлась «кассир».

Сын сказал: «В магазине кассир берёт у людей деньги, а на работе — наоборот, выдаёт. Можно сказать, что он деньговыдаватель». С тех пор, желая предложить ребёнку эту игру, я так и говорю: «А давай в деньговыдавателя поиграем».

Подготовка к игре занимает несколько минут. Я отбираю примерно десять мягких игрушек. Это те жители Зверограда, которые явятся за зарплатой. Раскладываю на полу 30-40 карточек с числами от 1 до 9. Лист бумаги превращаю в ведомость: в столбик печатными буквами записываю наименования зверушек, напротив — причитающиеся им суммы. Пока мы играем с числами в пределах 20.

Итак, сын в роли кассира. Приходит первый получатель, здоровается и сообщает о цели визита. Кассир ищет его в ведомости, называет сумму и набирает её из чисел от 1 до 9. Вспоминает состав, подбирает слагаемые, пробует разные комбинации. В общем, это не очень простое для малыша математическое упражнение, воплощённое в игровой форме.

Допустим, у Жирафа зарплата 19 рублей. Обычно сын сначала набирает десятку, потом ещё девять. Я не вмешиваюсь, но, когда сумма уже набрана, озвучиваю и другие возможные варианты (например, три шестёрки и единица или две девятки и единица). Потихоньку ребёнок запоминает разнообразные комбинации.

Без диалогов, конечно же, не обходится. Каждый из пришедших сообщает кассиру, кем он работал в истекшем месяце. Например, Ёжик собирал урожай в саду; Жираф был мойщиком окон; Носорог и Пёс охраняли склады; Лошадка в парке катала малышей. Придумываю на ходу. Сын задаёт вопросы, интересуется подробностями. Словом, игра не сухая. Занимает около получаса.

На фото: арифметическая игра «Ралли» от Джеко. Сыну нравятся именно эти карточки (потому что с дорогами и машинками).
2 минуты