10,9 тыс подписчиков
По поводу генезиса так называемого "фюзеляжного" стиля у "Крайслера", а для начала - о том, что такое вообще "фюзеляж" по отношению к автомобилю, и почему он так назван - а то, как показывает практика, очень многие этого не понимают, или, хуже того - понимают неправильно.
Так вот, в терминологии компании "Крайслер" слово "фюзеляж" означает отсутствие "ступеньки" между задней стойкой крыши и задним крылом - так что на поперечном сечении кузова его контур был образован одной непрерывной плавной кривой ("one fluid line") - что предельно чётко поясняется в показанной здесь рекламе (2-е изображение). А уже отсюда происходят другие особенности стиля - вроде выпуклой боковины, гнутых боковых стёкол, и так далее. Кстати, не все полноразмерные Мопары 1969-1973 годов являются "фюзеляжниками" в буквальном смысле слова - у ранней версии кузова Plymouth Fury и Dodge Polara/Monaco ступенька между стойкой и крылом всё же была, хоть и сглаженная.
Хотя в массовом сознании "фюзеляжи" - это именно автомобили рубежа 1960-х - 1970-х годов, на самом деле в эту сторону дизайн "Крайслера" начал двигаться ещё в эпоху Вирджила Экснера. Не совсем прямым путём, но ключевой элемент стиля - та самая непрерывная плавная кривая - был "изобретён", судя по всему, именно им. И общее тяготение к этому принципу наблюдается ещё на его концептах начала пятидесятых, вроде Chrysler D'Elegance 1952 года, и в более явном виде - Imperial D'Elegance 1957.
А первым его серийным воплощением стал Valiant 1960 года (3) - у которого, если отвлечься от плавника, задняя стойка и бокового остекление довольно плавно переходили в поверхность дверей и продолжающего их заднего крыла. К сожалению, из соображений экономии боковые стёкла сделали плоскими - и поэтому в полной мере плавного перехода не получилось. Зато именно так этот элемент был реализован на концепт-каре Dodge Flight Wing 1961 года (4) - само название которого намекает на то, что именно такой Экснер видел новую интерпретацию "аэростиля". В принципе, если мысленно "сбрить" с заднего крыла боковую выштамповку и уменьшить плавники - задняя часть этого автомобиля уже выглядит как вполне типичный "фюзеляжник".
В серии такой дизайн должен был появиться на новом поколении полноразмерных моделей компании, запланированном на 1962 модельный год - так называемых S-cars (5). К великому сожалению, на пути к конвейеру их постигло столько неприятностей, что чудо, что они туда вообще добрались: сначала их "пересадили" на сильно уменьшенную платформу B-body, из-за чего весь дизайн пошёл известно куда, а затем ещё и из-за всё той же чёртовой экономии лишили гнутого бокового остекления.
Результатом стали "недополноразмерные" автомобили Lean Breed, о которых тут уже рассказывалось - имевшие кучу интересных "фич", но совершенно провальные в коммерческом плане (6). И ещё одной их проблемой было то, что на их кузова Экснер по старой памяти налепил множество рудиментов плавников и им подобных наростов, что сделало и без того изуродованный инженерами и технологами дизайн ещё более сложным для восприятия. На таком фоне отсутствие ступеньки между стойкой и задним крылом не производило должного впечатления выглядело скорее как ещё одна упоротая идея дизайнера...
Последующие мопаровские кузова делались уже под руководством Элвуда Энгла - который принёс совершенно иную стилистику, подразумевавшую очень чётко отбитую границу между остеклённой частью кузова и его "основанием". И машины были в целом хороши, но не особо оригинальны. Видимо, эту вторичность маркетологи посчитали существенным недостатком. Проблема в том, что никакого фирменного стиля, кроме наследия Экснера, у "Крайслера" не было - поэтому в конце 1960-х и решили вернуться к его старым идеям, но в более "приглаженном" виде, с полностью выкорчеванной упоротостью. Увы, но к тому времени это уже не выглядело такой революцией, какой могло бы стать в начале-середине 1960-х. А к 1971 модельному году GM фактически скопировала эту идею для своих купе (7).
Сегодня "фюзеляж" на седане уже воспринимается скорее как норма (последнее изображение), а ступенька - как некая дань "ретро"...
3 минуты
26 июня 2023
2017 читали