108 тыс подписчиков
Споры из-за произведений искусства между хозяйствующими субъектами и музеями России — тема актуальная и неприятная. Вы, уважаемый читатель, должно быть наслышаны о подобных случаях. У авторов канала «Живопись», есть на сей счёт собственное мнение. Высказывать его мы, конечно же, не станем. Этика...
Лучше расскажем Вам о благополучном исходе одной такой коллизии. И станем надеяться, что в будущем стороны аналогичных ситуаций воспользуются этим положительным опытом.
Для начала — немного истории. В далёком 1242 году гастроли немецких рыцарей на льду Чудского озера закончились полным провалом. Полтысячи лет спустя император Пётр Великий повелел основать в тех краях мужской монастырь. И назвать его в честь князя Александра Невского, увековечивая память непосредственного организатора «тёплой встречи» гостей из Ливонского ордена.
А ещё через три четверти века матушка-императрица Екатерина II Великая, подарила Александро-Невскому монастырю (который через три года после этого станет лаврой) замечательную картину Григория Угрюмова. Последующие полтора столетия полотно, повествующее о торжественном въезде князя в город Псков, украшало стены Свято-Троицкого собора.
В середине тридцатых годов минувшего века работа мастера Угрюмова отправилась в Русский музей. Весьма вовремя: разрушение красочного слоя шло полным ходом. Картину реставрировали два с половиной раза; третья попытка вернуть шедевру былую красоту упёрлась в Перестройку...
Близился праздник тысячелетия крещения Руси. Петербургская епархия обратилась к администрации Русского музея с просьбой предоставить картину в распоряжение лавры. Что и было сделано со всей возможной предусмотрительностью. Шедевр возвратился на своё историческое место, где и встретил светлую дату.
А потом началось непонятное. Вопреки достигнутым ранее договорённостям, картина оставалась в храме аж до начала десятых годов. Навещавшие её время от времени специалисты отмечали ухудшающееся состояние и без того находившегося не в оптимальной форме полотна. Пыль и копоть ускорили темпы разрушения лаковых, да и красочных слоёв. А ведь время и человеческий фактор и без того не щадили творение Угрюмова. Были утрачены оригинальные цвета, объекты теряли чёткость очертаний. Ранее предпринятые попытки спасти полотно привели к тому, что лак на разных участках композиции имел различную толщину, а въевшаяся сажа довершала превращение единого живописного пространства в набор разномастных пятен. Хуже того: налицо был ряд вздутий, вызванных влиянием влаги. До момента окончательной утраты шансов на успешную реставрацию картины оставалось всего ничего.
По счастью, обе стороны вникли в проблему и выработали следующее её решение:
- картина возвращается в музей для реставрации и экспонирования;
- собор получает точную копию картины, чьё состояние также будут отслеживать и поддерживать профессионалы.
Сказано — сделано! На сегодняшний день полотну «Торжественный въезд...» возвращён исходный облик. Это была трудная, но интересная работа, рассказ о которой заслуживает отдельной подробной статьи с непременным перечислением имён и заслуг принимавших участие экспертов. Культурное и духовное достояние России — в безопасности, общественность и заинтересованные лица — полностью довольны друг-другом. Никаких интриг, никакого «перетягивания каната». Ура! Всегда бы так.
Угрюмов Григорий Иванович, «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», 1793, фрагмент, холст, масло, 197,5 x 313,5 см, Государственный Русский музей
2 минуты
26 июня 2023
482 читали