18,3 тыс подписчиков
[Ships]
Когда изучаешь историю отечественного военного кораблестроения конца 19 века, то невольно не то, что проникаешься теорией "личности в истории", а становишься ее сторонником, при всем уважении к Л.Н.Толстому, который считал, что значение великих людей только кажущееся, на самом деле они – лишь «рабы истории», осуществляющейся по воле Провидения: «Чем выше стоит человек на общественной лестнице… чем больше власти он имеет… тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка».
Конечно не будем серьезно относиться к этим взглядам, но когда вспоминаешь как управляющий Морским Министерством И.А.Шестаков принимал решения и "строил флот", другого вывода просто не может быть.
Казалось бы, что к 1888 году все что касается строительства миноносцев в России определено - есть заводы, есть проекты, есть взгляда и главное, есть опыт проектирования и создания кораблей данного класса. Но что мы видим? В июне 1888 года Шестаков посещает немецкую фирму Шихау (Эльбинг), и вновь заказывает по новому проекту миноносец для русского флота (для ЧФ), причем не один миноносец, (.
Внимание русский адмирал обратил на 100-тонный (проектное водоизмещение - 125 т/фактическое - 135,5 т) миноносец, который в русском флоте получил название "Адлер". Да и сложно было не обратить, если завод -изготовитель гарантировал рекордную скорость в 26,5 узла.
И такой миноносец был построен, и он на двухчасовых испытаниях в районе Эльбинга показал скорость 26,56 узла (среднюю) и 27,4 узла - наибольшую! Это позволило этому миноносцу считаться САМЫМ быстроходным миноносцем русского флота!
Были и другие "ноу-хау": корабль получил носовой неподвижный ТА и 2 палубных поворотных 381-мм ТА (с запасом 5 торпед). По иному решили вопрос и с живучестью ГЭУ - вместо парного расположения двух котлов их становили по схеме: "котел - машина - котел", что было нехарактерно для того времени. В итоге миноносец получил "нехарактерный силуэт" - две дымовые трубы были разнесены далеко друг от друга. Кстати, паровых машин на миноносце было тоже две (редкость для того времени на русском флоте). Всё остальное - как всегда: гладкопалубный корпус, карапасная палуба от форштевня до рубки, вспомогательное парусное вооружение, две 5-ствольные 37-мм пушки Гочкиса.
Казалось бы - вот оно, самое верное решение управляющего Морским министерством. Теперь просто "копируем и тиражируем" миноносцы для русского флота, но ..., не задалось.
Немцы построили корабль быстро - в феврале 1889 года заложили, а в мае 1890 года они уже прибыли в Севастополь. И тут русских моряков ждал "сюрприз".
Как оказалось корпус "тяжелого" "Адлера" ( с ним из Германии пришел 88-тонный "Анакрия") оказался "жидким и непрочным". На Черном море уже при незначительном волнении он сильно зарывался и хуже "Анакрии" держался на зыби. Было сделано заключение комиссии, что прибавка в 2-3 узла не оправдывает приобретение этого корабля, причем по цене вдвое большей, чем более меньшая "Анакрия". Более того, анализ подводной части "Адлера" показал, что она приспособлена исключительно для достижения наибольшей скорости на тихой воде, приведя к выводу что миноносцы Шихау "не могут считаться мореходными".
Категорический вывод!
Правда, И.А.Шестаков уже не смог увидеть свою ошибку - он умер в ноябре 1888 года, до того, как недостатки "Адлера" стали известны, но к сожалению, его последователи остались "верны его курсу" и практически продолжили "пагубные традиции". Так сложилось, что при всех своих недостатках "Адлер" мог стать прототипом для новой серии русских миноносцев, на которых можно было бы учесть и исправить выявленные ошибки и недостатки.
Однако преемник И.А.Шестакова - адмирал Н.М.Чухнин и руководимое им ведомство сделало акцент не на создании эффективного боевого корабля, а на экономии государственных средств, что только осложнило ситуацию с миноносцами в русском флоте (да и не только с миноносцами).
3 минуты
25 июня 2023
301 читали