434 подписчика
Загадочное дело требовательного читателя (ТЧ)
Почему загадочное? Потому что простое и одновременно сложное:
📍 Мы воспринимаем звуки, произносимые в словах. Это фундамент чтения.
📍 У нас получается соотнести звуки в речи и написанные буквы.
📍 При помощи этого знания формируется словарный запас, используемый повседневно.
📍 А дальше приобретается беглость в чтении, когда слова распознаются автоматически и появляется ограниченное понимание.
📍 Чтобы ограниченное понимание трансформировалось в чуть более глубокое, требуется некоторое усилие, которое и выделяет требовательного читателя среди остальных.
Так сложилось, что требовательный читатель — это лишь 1% от всех читающих людей. Тот, кто не просто распознает на автомате слова в тексте, а понимает контекст, связывает прочитанное с опытом и тем, что прочитал ранее, и делает самостоятельные выводы. Понимает аргументацию автора, явную и скрытую, может сформулировать проблему, решаемую автором в тексте, реконструировать первоначальный тезис и построить логическую цепь рассуждений от тезиса к выводу.
Однако самое главное, что делает требовательный читатель, он строит сеть идей, которая становится больше с каждым прочитанным и переработанным текстом. Конструирует ситуационные модели, при которых сеть идей расширяется и работает в повседневной жизни. Он, как паук, ткущий паутину из десятка, в редких случаях сотен идей, манипулирующий мыслями, своими и автора, как нитями.
📍 Читать с разной скоростью.
📍 Выделять идеи и строить сеть из них.
📍 Формулировать выводы, сжатые и понятные.
📍 Переносить идеи автора в новые ситуации, опираясь на личный опыт.
P.S. В июле и августе у нас не будет записи на наши курсы до начала нового "учебного" года. У нас перерыв, так что это натуральное "впрыгивание".
1 минута
24 июня 2023