Найти тему
694 подписчика

Выпуск про профессиональное выгорание и организацию работы с учетом его потенциала вызвал довольно много обратной связи и навел нас вот на какие соображения. Один абзац - одна мысль.


Выгорание вошло в классификацию МКБ-11 как фактор, влияющий на здоровье населения и обращения в учреждения здравоохранения. То есть, это еще не болезнь, но уже признается медицинским сообществом как набор симптомов, который может привести к болезни. По выводам Кристины Маслах, которая исследует тему с 1978 года (к слову, именно ее работы во многом привели к признанию выгорания научным сообществом), это состояние характеризуется тремя базовыми компонентами: эмоциональным истощением, деперсонализацией (то есть обезличиванием) и редукцией личных достижений (проще говоря, умалением собственного достоинства).

Нам кажется, что одна из причин, почему выгорание никак не станет основанием для перемен в жизни - это весьма изощренный страх. Страх признать свою усталость. Страх признать, что я не справляюсь с текущей нагрузкой. Страх сказать, что я не вывожу.

”Если я считаю, что я нахожусь в токсичной среде, это значит, что я слабак, а мне надо себя усилить”. “Если я считаю, что я устал, это не значит, что я должен бросить свои дела, — это безответственно”.

Любопытно, какое сопротивление вызывает у некоторых людей простое по сути признание “я устал, надо отдохнуть”. А волевой ход “взять отпуск” или вообще “изменить свою жизнь так, чтобы работать меньше, а отдыхать больше” вызывает нехилое количество чувства вины. Это как будто признать, что ты не справился, что автоматом равно “я недостоин”, а психика выдержать этого не может.

Заметить, что мы устали — это правда довольно сложный навык. Но его можно и важно развить, если мы действительно подвержены выгоранию. Хорошая новость в том, что мы — взрослые люди, а значит сами решаем, что является оптимальной нагрузкой, ответственностью. И в текущий момент жизни, и вообще. Мы можем менять свои цели, менять собственные ожидания от себя, позволить, наконец, ориентироваться на свое собственное мнение и свои реальные возможности. А главное - относиться к себе настолько бережно, насколько требуется. Особенно, если мы отвечаем за процессы, которые мы не можем поставить на паузу — воспитание ребенка, развитие бизнеса на ранних стадиях, уход за больным человеком, you name it.

Ключевые мысли, помогающие сбалансировать себя — это сформулированное намерение жить психологически здоровой жизнью, признание ограниченности своих возможностей, и, главное, легализация, то есть понимание, что происходящее с нами нормально. Мы не всемогущи, нам нужны паузы в жизни. Заботясь о себе и отдыхая, мы не становимся плохими (кто это оценивает?), безответственными (в соответствии с какими и чьими ожиданиями?), слабыми (по какой шкале?), или недостойными (чего и почему?).

Бережность и внимание к себе позволяет нам выровнять баланс адаптационных возможностей и вернуться к состоянию полноценного проживания жизни, радости от нее и проектированию чего-то нового, что в выгоревшем состоянии либо невозможно, либо сложно и оторвано от реальности.

Если человек живет с накопленной усталостью, с не диагностированной или не вылеченной депрессией, тогда признания выгорания, увы, недостаточно. Чтобы выбраться из этого состояния, понадобится более глубокая работа, последовательное выстраивание нового жизненного трека, который позволит справиться с симптомами и причинами болезни.

Резюмируя, Маша и Тимур желают всем вовремя замечать усталость и делать перерывы. А если у вас тонна энергии и сами вы выгоранию не подвержены — вспомните, пожалуйста, что так не у всех, и не стоит казнить окружающих за “слабость”, “безответственность” и “бесхарактерность”. Возможно, стоит или помочь людям выстроить свою жизнь так, чтобы возможностей справляться с происходящим стало больше, или тихо пройти мимо, потому что у вас просто нет такого опыта.

Dixit
3 минуты