Найти тему
17,1 тыс подписчиков

[History]

История флота сохранила много различных важных и "громких" сигналов и команд, которые раздавались в той или иной ситуации. И которые или вели к началу судьбоносного сражения или иного важного "мероприятия". Все помнят сигнал Нельсона или Того, меньше помнят сигнал "про Бельгию", сигнал "17 в 17. Директор" (больше известна версия про "безоблачное небо") или сигнал "Принять последние меры".
А вот 21 июня 1919 года в 10:30 на мачте флагмана был поднят еще один заранее установленный сигнал – «Параграф 11. Подтверждаю». Вспомнили?
Да, именно по этому сигналу интернированные в Скапа-Флоу германские корабли Флота Открытого моря начали операцию по самозатоплению. Одним из первых начал тонуть «Фридрих дер Гроссе», ЛК типа «Кайзер», флагманский корабль ФОМ. Интересно, что ЛК затонул всего за 50 минут после отдачи приказа, а ведь по данным Адмиралтейства, чтобы затопить линкор типа «Куин Элизабет» требовалось около часа времени. В течение 5 часов были затоплены 10 ЛК, 5 линейных крейсеров и 5 легких крейсеров, 32 эсминца.
В этой истории удивляет (обращает на себя внимание) три "вещи".

1. Как немцы в условиях жесткого "британского надзора" смогли подготовить и слаженно, организованно, со знанием дела провести такую операцию. Согласитесь, в тайне от англичан подготовить свои корабли к быстрому затоплению и выполнить это так четко - дело не простое. Считается, что немецкий командующий, адмирал фон Рёйтер был полностью уверен, что правительство Германии не посмеет подписать мирный договор на унизительных условиях, а значит, после отказа от мирного договора состояние войны продолжится. Соответственно, англичане сделают попытку захватить его корабли. И надо отметить, зная британцев, что немецкий адмирал был не далек от истины, и англичане не только планировали захват немецких кораблей, но и готовились к этому. Так, младший флагман 1-й эскадры ЛК к.-адмирал В.Стэнли (подчиненный С.Р.Фримантла, командующий британскими кораблями, охраняющими немецкие корабли) уже подготовил соответствующие приказы и провёл учения абордажных партий. А сам командир эскадры в.-адмирал С.Р.Фримантл решил захватить германские корабли в момент завершения перемирия, подавив возможное сопротивление. Таким образом, фон Рёйтер все правильно просчитал, практически до минуты.

2.Насколько надо было быть британцам самоуверенными, и где-то "наглыми" в своей безнаказанности, чтобы в даты подписания мирного договора Германии заняться учениями и вывести в море все свои крупные корабли. А ведь именно 21 июня в 08:00 в море вышла вся английской эскадры, за исключением 3-х ЭМ, ожидавших ремонта, плавбазы, нескольких вооружённых дрифтеров и тральщиков. Не исключено, что именно выход британских кораблей подсказал немецкому адмиралу решение – наступило время действовать. Более того, есть данные, что ещё 17 июня Рёйтер издал приказ, предписывающий произвести затопление в 10:00 21 июня, то есть за 2 часа до того, как истечёт срок перемирия, так как опасался английских абордажных партий. Англичане получили то, что хотели - около 10:00 как только английские корабли скрылись из вида, контр-адмирал фон Рёйтер отдал приказ о затоплении кораблей.

3.Как в условиях катастрофического падения уровня воинской дисциплины немцы все же сработали так слаженно. По воспоминаниям: "На многих кораблях офицеры полностью утратили авторитет среди подчинённых. Нижние чины курили и сквернословили в их присутствии, все приказы, прежде чем быть исполненными, обсуждались на заседаниях советов матросских депутатов». Матросы «Фридриха дер Гроссе» дошли до того, что нарочно стучали молотками по палубе над адмиральской каютой, не давая командующему заснуть. 25 марта он получил разрешение перенести свой
флаг на лёгкий крейсер «Эмден». Сложно сказать, было ли это действительно так, но именно на «Эмдене», где его хорошо знали по совместной службе, находился Людвиг фон Рейтер в момент затопления немецких кораблей.
И именно на "Эмдене" был поднят тот самый сигнал.

Вот думаю, может катастрофа в Скапа-Флоу - расплата немцев за Новороссийск?
3 минуты
460 читали