Найти тему
750 подписчиков

ЛЕГЕНДА О КОЛЕ ПЛУЖНИКОВЕ, ЧТО НАШЁЛ СВОЙ ПЬЕДЕСТАЛ


В Театре на Юго-Западе сегодня поют военные песни. Собираются зрители предпремьерного показа спектакля «В списках не значился» — военной драмы по одноимённому роману Бориса Васильева об обороне Брестской крепости, постановка режиссёра Максима Лакомкина.

― У нас сегодня уникальный вечер. Здесь состоится что-то такое, что, уверен, удивит даже меня, и надеюсь, удивит вас, ― говорит режиссёр перед спектаклем. ― Это достаточно серьёзная и масштабная вещь. Но мы её развернули через взгляд героя. Борис Васильев говорил, что в этой истории очень важно развитие героя: куда он идёт, как он движется, что с ним происходит. Мы сейчас тоже живём во время, когда обстоятельства нас заворачивают, а они же не готовы к этому, мальчишки, они все к этому пришли.

С детства мужчины (и я в том числе) мечтаем о каком-то подвиге, ― признаётся Максим. ― Я ложился спать и представлял, что я кого-то спасаю, из огня кого-то вытаскиваю… и ты всё время думаешь, что ты чуть-чуть умрёшь. Чуть-чуть, не до смерти. И этот пьедестал каждый мужчина с самого детства на верёвочке за собой таскает. И не дай бог, чтобы время так повернулось, чтобы тебе пришлось на него встать. Ты всё время хочешь держать его при себе, но вставать на него достаточно страшно. А надо себя готовить к этой истории… Это не постулат. Это я про себя сейчас.

По словам режиссёра, «В списках не значился» ― это история о мальчике, который очень хотел совершить подвиг. И так случилось, что жизнь ему подкинула эту возможность. Эти косые пьедесталы, на которые поочерёдно всходили герои, к концу спектакля стали страшным местом. А люди с определённой подсветкой напоминали экспонаты музея Брестской крепости, куда меня тянуло необъяснимой силой. Первый раз мы оказались в крепости ночью. Тишина и спокойствие мурашками бегали по коже. И уже днём мы прошли по корпусам, чтобы ближе познакомиться с историями тех, кто первым встретил Великую Отечественную…

― Сегодня важно поговорить об ответственности ― за жизнь других людей, за голубое небо, за чистый воздух ― за всё то, что происходит вокруг нас, ― отмечает актёр Алексей Матошин. ― Хочешь изменить мир ― начни с себя. Главный герой повести Васильева ― Николай Плужников, на самом деле, этим и занимается. Он меняется сам, заставляя мир вокруг себя меняться.  На первый взгляд, Плужников не делает ничего героического, ведь подвиг ― это не только смелость закрыть собой амбразуру. Герой Васильева ― обыкновенный человек, который не осознаёт, что его простые, бытовые действия в предлагаемых обстоятельствах и становятся героизмом.

― Мы тут немножко хулиганили, ― улыбается Максим Лакомкин. ― Ни в коем случае не настраивайтесь, что сейчас будет грузная история. Это не со слезами на глазах. Это история живых людей. Живых, преодолевающих, борящихся, стремящихся, хотящих жить. Поэтому если вам захочется где-то посмеяться, сделайте это. Артистам будет приятно. Они ждут этого.

Смотрела на широко открытые глаза молодых солдат в исполнении Вадима Соколова и Егора Кучкарова, и вспоминала тот кирпич разрушенной крепостной стены… не плакать не получится. Молодые, сомневающиеся, верящие в людей, в доброе и светлое. Они предчувствовали, готовились к подвигу и всё равно оказались не готовыми к натиску, наглости, вероломству и жестокости.

Первый ряд стёр границы настоящего и прошлого. В какой-то момент стало страшно. Умершие и живые. Вера и реальность. Тело онемело и было готово к неожиданностям 1941 года… «Историки не любят легенд, ― написано на сайте театра. ― Но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат».

Постановка Максима Лакомкина с завтрашнего дня будет напоминать зрителям о том, какими молодыми уходили на войну наши деды и прадеды в далёком уже 41-м...

Анжелика ЛУКИНА, фото автора
3 минуты