114 подписчиков
Афинский Акрополь бессмертное на-
следие великой античной культуры. Он
располагается на пологом скалистом хо-
ме 156-метровой высоты. По преданию,
пеласги сровняли вершину холма, окру-
жили ее стенами и построили на запад-
ной стороне для защиты входа наружное
укрепление с 9 воротами, расположенны-
ми одни за другими (отсюда и название
Эннеапилон, то есть 9 ворот, или Пеласги-
кон - «крепость пеласгов»). Внутри замка
жили древние цари этой части Аттики;
там же возвышался древнейший храм
покровительницы города Афины-Гра-
дозащитницы. При тиране Писистрате
(560-527 до н. э.) и его сыновьях Акро-
поль перестал быть царской резиденцией.
На месте дворца был возведен храм Афи-
ны-Девственницы (первый Парфенон,
называемый также Гекатомпедон, - храм
в сто шагов длиной). В 480 году до
н. э. персидские полчища царя Ксеркса,
прорвавшись сквозь Фермопильское уще-
лье, заняли опустевший к тому времени
город. Храмы Акрополя лежали в руинах,
их сокровища были разграблены, святи-
лища осквернены. Однако уже в следую-
щем году, после победы при Платеях, жи
тели вернулись, и город начал постепенно
отстраиваться. С усилением роли Афин
в Делосском морском союзе, особенно
после того как союзная казна в 454-453 го-
дах до н. э. была перевезена в Афины, на-
чалось масштабное строительство на Ак-
рополе, достигшее своего пика при Пери-
кле. В то время Акрополь из крепости пре-
вратился в религиозный центр Афинского
государства. Общий замысел всего буду-
щего архитектурного ансамбля Акрополя,
по-видимому, принадлежал Фидию, коТО-
рому и было поручено руководство рабо-
тами. Первым на месте старого разрушен-
ного персами Гекатомпедона началось
строительство более великолепного и об-
ширного храма Парфенона (447-438
до н. э.). Непосредственными архитек-
торами храма были Иктин и Калликрат,
а великолепию храма способствовала
прекрасная скульптурная отделка, со-
зданная под руководством самого фидия.
Парфенон
храм дорического ордера,
четырехугольный в плане и окруженный
МОЩНОЙ КОЛОНнадой. В западной части
находилась государственная казна Афин,
а в восточной — статуя Афины Парфенос,
12-метровая, созданная Фидием из золота
и слоновой кости. Над внешней колонна-
дой храма помещались метопы, украшав-
шие храм со всех сторон до этого греки
обычно украшали только восточные и за-
падные стороны храмоз). На западной
стороне в метопах изображалась битва
сцены из греков с амазонками; на южной - греков
с кентаврами; на северной
Троянской войны; на восточной - сраже-
нис богов и гигантов. Еще до окончания
строительства Парфенона, в 437 году до
н. э, зодчий Мнесикл начал возведение
монументального входа на Акрополь
Пропилеев. Они состояли из ворот с пор-
тиками, где размещалась даже картинная
галерея. Строительство Пропилеев было
закончено в 432 году до н. э., но вскрое
правая часть ворот была перестроена
из-за возведения святилища Ники Апте-
рос (Бескрылой) в 427-421 годах до н. э.
Это был необыкновенно изящный мрамор-
ный храм - его размеры всего лишь 8,27 х
5,44 м. Со всех сторон его опоясывала
скульптурная лента фриза, на которой
изображались эпизоды борьбы греков
с персами и олимпийские боги. Внутри
находилась деревянная статуя богини. По-
следним, в 421 году до н. э., началось стро-
ительство Эрехтейона - храма, посвящен-
ного Афине, Посейдону и легендарному
царю Эрехтею. Храм был возведен на мес-
те, где Посейдон ударом трезубца высек
ручей, а Афина посадила оливу. Восточная
часть храма была посвящена Афине, а на
12 ступеней ниже находилось святилище
Посейдона. Особенно величественный
вид придавали Эрехтейону портики: вос-
точный с 6 и северный с 4 ионическими
колоннами. С южной стороны фасад укра-
шает маленькая пристройка, поддержива-
емая 6 мраморными кариатидами. Три окна в западной стене окаймлены полуко-
лоннами. В течение нескольких столетий,
несмотря на упадок эллинской культуры,
облик Акрополя менялся незначитель-
но. После присоединения Афин к Древней
Римской империи (146 до н. э.) восточнее
Парфенона был построен небольшой
круглый храм в честь обожествленного
Рима и самого императора.
1ч.
3 минуты
20 июня 2023