Найти тему
18 тыс подписчиков

[Ships]

20 июня 1940 год, Бискайский залив, Атлантика - линейный корабль на скорости 22 узла идет на юг. Узнали?
Да, это именно тот день, когда французский линкор "Жан Бар" смог выйти в море из Сен-Назера, буквально за несколько часов до его взятия немецкими войсками.
Эта история довольно занимательная и в ней много любопытных моментов, а особый смысл ей придает тот факт, что если бы не стремление и вера людей, находящихся на борту линкора - то не исключено, что мы бы так никогда бы и не увидели этот красивый корабль в море. По сути у него было два выбора: остаться в достроечном бассейне и быть захваченным немцами или быть взорванным; сделать попытку выйти в море и уйти (куда - другой вопрос).

1.Еще весной, 10 мая второй вариант казался немыслимым - корабль находился на верфи, в достроечном бассейне, без возможности выйти по Луарскому проходу, так как последний не был достаточно расчищен. Причем эта проблема стояла даже без какого-либо противодействия со стороны немецкой авиации. Тут вполне закономерный вопрос - а когда строители вообще собирались чистить проход для вывода корабля то? И почему он не поддерживался в "работоспособном" состоянии.
К счастью французы задумались об этом не в начале июня, когда катастрофа на фронте стала неизбежной, а в середине мая, когда решили срочно взяться за дноуглубительные работы и задумались о срочной подготовке линкора к выходу в виде, в котором он есть - главное чтобы могли работать машины, "энергетика" работала хотя бы частично и было исправным рулевое управление, да и систему жизнеобеспечения было бы неплохо запустить. На всё это отводилось около месяца, и этот расчет был почти верен: совещание - 18 мая, начало движения линкора - утро 19 июня.
Парадокс в том, что дноуглубительные работы канала (длина 200 м, глубина - 5,2 м) начались еще в 1939 году!! Но были остановлены 15 мая 1940 года (!), за три дня до этого совещания, "из-за НЕВОЗМОЖНОСТИ СКОРЕЙШЕГО ОКОНЧАНИЯ РАБОТ".
Но командование корабля и управление порта смогло "договорить" - работы продолжились и велись круглые сутки максимальными темпами. Для справки: осадка "Жан Бара" - 8,17 м!
Причем, интересно, что дата выхода линкора - 4.00 19 июня была определена за месяц до этого события, а причина простая - именно на эту дату и время приходился уровень полной воды за счет прилива. Так что можно было выйти или 19 июня или никогда. Французы своего шанса не упустили, кто знает, если бы командование Вермахта учило этот аспект - результат был бы иной.

2.А куда бы следовало идти линкору?
Этот вопрос тоже был проработан - 15 июня адмирал Дарлан определил, что линкоры "Ришелье" и "Жан Бар" должны были уйти в устье Клайда, "приняв на борт или погрузив на мобилизированные корабли все матералы .необходимые ля их достройки, боеприпасы и различное снабжение и запасы".
Однако 18 июня согласно телеграмме ГМШ было установлено, что корабли должны собираться в северо-африканских портах французских колоний, и для "Жан Бара" выбрали Касабланку, куда он и двинулся.
Надо отдать должное человеку, который принял на себя командование корабля - это был капитан 1 ранга Ронарк. Именно благодаря его воли и решимости, экипаж линкора смог подготовить корабль к выходу и вывести его в море.

3.Интересно, что работы на линкоре велись до последнего момента - еще 18 июня на корабле шел монтаж оборудования и конструкций. Как пишет мл.лейтенант "Л-М.Бойль: "Устанавливалась броня на башне I. Башня II в это время представляла лишь каркас, пустой до самой палубы погребов. Кормовая надстройка еще только намечалась металлическими конструкциями. На корме старики-конопатчики... все еще продолжали заделывать щели в деревянном настиле палубы...".
На корабль грузилось все необходимое, что может вызывать удивление - если помнить, что ему предстояло преодолеть мелкий канал с большой вероятностью сесть на мель. Казалось наоборот, следовало снять без чего можно было бы обойтись, но, им виднее.
И как мы уже знаем - линкор вышел в море, правда, "без крышки для салатницы",)).
Кто знает историю про салатницу?
Никто? Тогда расскажем ее в нашем продолжении, ))
3 минуты
701 читали