17,9 тыс подписчиков
[History]
В конце 19 века с ростом дальности стрельбы возникла необходимость как с оснащением боевых кораблей специальными приборами, которые бы позволяли определять дальность до цели, так и с созданием систем управления огнем орудий (хотя бы главного калибра).
Большинству читателей известны дальномеры Барра и Струда, британские прибор Дюмареска, система Скотта («Fire-director»), прибор Поллэна и столик Дрейера. Можно встретить упоминание как немцы обходились ручными расчетами ВИР и ВИП с использованием цейсовских дальномеров или испытания прибора «Richtungsweiser».
Для кораблей русского флота времен русско-японской войны при обсуждении СУО упоминаются дальномеры Барра и Струда (на части кораблей), на большинстве - микрометры Люжоля. И в этом случае речь шла чаще об определении расстояния по цели, все остальное решалось пристрелкой. В дальнейшем на русском флоте использовались систему Гейслера, Эриксона, даже до прибора Поллэна дошли. Да простят меня за такое обобщение читатели, но это только "подход".
Возник вопрос, а как проблему управления стрельбой решали французы? Хотя бы понять, что известно об их системах и приборах на первое десятилетие 20 века?
Как оказалось, первым упоминается дальномер Ле Сира, разработанный еще в 1890 году, один из первых дальномеров совмещающего типа. Но примитивность конструкции привела к тому, что на практике вибрации и качка увеличили погрешность с 5% до 15-20% уже на дистанции 2200 м. Считается, что причина неудачи заключалась в том, что в начале 1900-х годов французский флот отказался от приобретения дальномеров Барра и Струда, предпочтя отечественную разработку - микрометр Понтуса и Терроде. Последний позволял определять дистанцию до цели и по известной высоте цели, как микрометр Люжоля, и по длине, то есть давал возможность выбрать для замера наиболее резко видимые точки изображения. Помним, что русский флот микрометр Люжоля особо не жаловал.
С базой измерения 30 м он обеспечивал в идеальных условиях - точность порядка 50 м на дистанции 6 км, но требовал наличия соответствующей информации о размерах мишени и был эффективен на дистанциях не более 8000 м.
Но практика показала, что лучше полагаться на дальномеры, работающие независимо от информации о размерах мишени. В результате французы, признав ошибку, вновь перешли на дальномеры Барра и Струда.
Но дальномеры - это полдела.
На современных броненосцах начала 20 века французы для передачи данных для стрельбы и приказов в башни ГК французы разработали систему Жермена. Она представляла собой набор приемо-передающих манометров, где данные передавались путем изменения давления в системе. Удивительно, что гидравлическая система показала себя более надежной в использовании, чем применявшаяся параллельно с ней электрическая система Энга. И по результатам испытаний остановились на системе Жермена.
Если подробнее, то первый из принимающих манометр указывал курсовой угол (от 0 до 180 град. с точностью 10°) или номер цели во вражеской колонне; второй - дистанцию (от 500 до 13000 м с точностью 100 м); третий - упреждение в тысячных (от 10 до 90 с точностью 10); последний передавал приказ на ведение огня: огонь залпами, беглый огонь, групповой огонь, самостоятельный огонь, смена цели, прекращение огня и так далее. Кроме манометров в системе использовались и электрические устройства: лампа немедленного осуществления выстрела, и два звонка - большой (немедленное прекращение огня) и малый (внимание, получение новой команды)!
Прогресс не стоял на месте, в дальнейшем появились конструкции с шаговыми моторами, по точности не уступающие системе Жермена, но менее капризными. Во Франции такую систему разработали кап.-лейтенант Лекомт и инженер Обри. В 1910 году ею решили заменить систему Жермена, но случилось это не сразу.
С вводом в строй дредноутов потребовались изменения - на "Курбэ" установили графический построитель Ле Приера, механический ПУО и электрическую систему передачи данных Коме-Обри, причем опять на основе дальномеров Барра и Струда.
Как видно каждый флот придавал большое знание СУО.
ф.1-"Вольтер"
ф.2- узнаете?
3 минуты
1 июля 2023
539 читали