Найти тему
2335 подписчиков

#вопросподписчика

У вас очень хорошо получается объяснять сложные экономические понятия, писать о разных кризисах в истории и как это влияет / повлияло

Это не вопрос, а обратная связь, весьма положительная, что не может не радовать. Благодарю! Я созрел для раскрытия темы приватизации.

Путь ваучера в акцию. Часть 1/2.

Сразу замечу, что личного участия в описываемых здесь исторических событиях 90-х я не принимал по причине юного возраста и полного отсутствия интереса и понимания, что вообще тогда происходило.

В 1993 году всем гражданам России, включая детей, правительство выдало приватизационные чеки (ваучеры) номиналом 10000 рублей. Цель – создать в стране класс собственников бывшего государственного имущества. Советские лозунги «Землю – крестьянам! Фабрики – рабочим!» упразднили частную собственность, но 70-летний эксперимент с тотальной национализацией завершился возвращением на круги своя. Идея была хорошая, но ее подвел человеческий фактор. Отношение людей к общему имуществу оказалось хуже, чем к частному.

Мощная рекламная компания прямым текстом призывала граждан обменивать ваучеры на акции крупнейших российских предприятий на приватизационных аукционах, чтобы становиться их собственниками, получать дивиденды, получать выгоду от роста курсов акций. В качестве образа реклама обещала, что через несколько лет на деньги от одного вложенного в акции ваучера каждый сможет купить автомашину «Волга» - предел мечтаний простого советского человека.

Зачем это надо было государству? Дело в том, что опорой любого строя служит класс граждан, которые живут хорошо и довольны властью. Их устраивает существующее положение и стабильность. Им есть, что терять, поэтому они, в отличие от люмпенов, не лезут на баррикады при первой же смуте. Таким образом, наличие собственности в руках больших народных масс предохраняет общество от радикализации, что подтверждает опыт 1917 года.

Да, идея была хорошая, но снова подвел человек. Люди оказались абсолютно не готовы к грамотному распоряжению подарком от государства. Чтобы вы лучше понимали те времена, напомню, что тогда в телевизоре и в умах народа царили Чумак, Кашпировский и Джуна, а со стартом приватизации там поселился МММ с Леней Голубковым. То есть тогда многое было не таким, как сейчас.

Тотальная финансовая безграмотность привела к тому, что часть людей предпочли журавлю в небе синицу в руке, просто продав ваучеры на рынке, мгновенно получив наличные и купив на них продукты. И водку, конечно. Чуть более дальновидные люди лучше уловили суть приватизации и решили разумнее вложить ваучеры. Но их, как Буратино, тут же приняли в крепкие объятья современные лисы Алисы и коты Базилио в лице финансовых пирамид, называвшихся тогда чековыми инвестиционными фондами.

В числе этих Буратин оказалась моя семья. Я был 18-летним студентом филфака и о финансовом рынке не знал ничего, а мама на 4 ваучера купила паи ЧИФ «Гермес», который благополучно обанкротился. История типичная для миллионов наших сограждан. МММ, Хопер-Инвест, Русский дом Селенга, Властилина. Все эти до боли знакомые названия, собственно, и были для россиян в 90-е годы тем самым «фондовым рынком», от которого они по старой привычке шарахаются до сих пор.

Вообще ЧИФы что-то инвестировали в акции, но в основном лишь для прикрытия. Большинство их создателей украли все деньги, некоторые просто потратили, но Сергей Мавроди почему-то стал народным героем типа Робин Гуда, устроив гигантский тотализатор МММ, безумно полюбившийся россиянам.

Если одни продавали ваучеры или вкладывали их в пирамиды, то другие покупали. Сказочно обогатились те, кто на тот момент владел нужными знаниями и ресурсами. Ваучеры скупали директора предприятий, предприниматели, банкиры и финансисты. На чековых аукционах они обменивали их на акции, которые в дальнейшем либо аккумулировали для получения контроля, либо перепродавали. В народе бытует мнение, что выгоду от приватизации получили только нехорошие капиталисты-олигархи.

Кидайте реакции, чтобы продолжение последовало. А то вдруг вам вообще неинтересно... 🙄

3 минуты