263 подписчика
Сегодня расскажу несколько базовых принципов воспитания, которые помогут вам уберечь ребенка от насилия и домогательств. А также поделюсь алгоритмом действий в потенциально опасной ситуации.
Итак, каждый родитель должен в процессе воспитания дать ребенку представление о том, что телесная неприкосновенность существует и это норма. С самого детства нужно рассказывать ребенку, что существует его субъектность и субъектность других людей. И ни у кого нет права нарушать ее против чьей-либо воли. Если тебе неприятны чьи-то прикосновения, ты вправе отказаться от них. Даже если это объятия родственников. Ребенок должен понимать, что может сказать: «не прижимай меня к себе, мне не приятно» и не будет осужденным за это.
Ребенок, который с детства лишен права выбора, если его мнение игнорируется и жестко пресекается родителями, с большей вероятностью в будущем попадет в созависимые отношения. Ведь первому ощущению своих границ он учится на примере того, как с его границами обращаются взрослые.
Детям важно понять, что у других людей тоже существуют границы. Научите ребенка уточнять: «можно я тебя обниму?». А если девочка или мальчик на детской площадке не хотят этого, значит нужно остановиться.
Слова НЕТ и СТОП очень важны. При этом ребенок должен понимать, что, обозначив свое НЕТ, он не будет отвергнутым или осужденным.
Ребенок должен знать, что у каждого человека, и у него тоже, есть интимные зоны, которых другие люди не должны касаться. И просьб потрогать его интимные места ни у кого возникать не должно. Ребенок должен понимать, что терпеть не нужно. Любое нежелательное взаимодействие, когда ты испытываешь дискомфорт, это сигнал к действиям. Каким? Расскажу об этом подробно.
Нет. Уйди. Расскажи.
Это самый важный алгоритм, который родители должны передать своим детям. Он поможет в любой потенциально опасной ситуации, в том числе, в ситуации домогательств. Эти шаги разработаны для обучения детей безопасности. Они не предполагают применения ребёнком приемов самообороны, так как его силы не могут сравниться с физическими возможностями взрослого. Однако, это упражнение очень эффективно, ведь огромное количество детей подвергается домогательствам без грубой физической силы, побоев. Они просто не могут сказать «нет», терпят, и молчат о совершённом насилии.
Итак, три главных правила👇
1. Если тебе что-то не нравится в происходящем, не терпи, скажи НЕТ.
2. Покинь опасное место, не надо оставаться в некомфортной, а тем более тревожной ситуации.
3. Расскажи о случившемся тому, кому ты доверяешь. И здесь ещё раз хочу сказать о важности доверия между родителями и детьми. Если обычно вы игнорируете психологические потребности ребёнка, не думайте, что он придёт к вам с бедой.
Упражнение «Круги»
Я рекомендую выполнять его в ребенком 5-6 лет, чтобы он мог лучше понять степень дистанции с разными людьми.
Нарисуйте фигуру ребенка. Напишите его имя. Вокруг человечка нарисуйте несколько разноцветных кругов по типу радуги, раскрасьте их. Объясните, что самый ближний круг – это самые близкие люди.
Во втором круге – дяди, тети, дедушки и бабушки.
В третьем – учителя, воспитатели и друзья семьи.
Дальше – соседи случайные знакомые.
Завершающий круг – незнакомые люди.
Спросите: «Кого бы ты отнес к самым близким?» И оцените эту информацию.
Эту часть упражнения завершите согласованным пониманием, кто входит в самый ближний круг – ты, мама, папа, сестры, братья.
Когда будете записывать имя человека в соответствующем круге, обязательно указывайте его имя и кем он приходится. Дайте ребенку высказаться о тех, кого он захочет обсудить.
Далее в спокойной форме проясните, как ребенок понимает нужную степень дистанции. Для этого подойдут такого рода вопросы:
- Как ты думаешь, кто может тебя забрать с детской площадки?
- Кто может тебя купать?
- Кто может к тебе прикасаться?
- Кто может тебя поцеловать? В какие места?
- Как нужно вести себя с незнакомыми людьми?
По каждому пункту проговорите полномочия окружающих людей.
Скажите ему еще раз, что в любой ситуации он может с вами поделиться и вместе вы найдете решение.
3 минуты
30 июня 2023