17,9 тыс подписчиков
[History] Индо-пакистанский конфликт, 1
Когда знакомимся с войной на море и действиями подводных лодок (ПЛ), то чаще всего рассматривается период Первой или Второй мировых войн. Предлагаю вспомнить еще один период, в котором принимали участие подводные лодки, причем это послевоенный период, и он отмечен первой победой субмарины после ВМВ.
Начнем с состава сил сторон, но только по ПЛ.
1.ВМС Пакистана были созданы в 1947 году, но среди кораблей, полученных Пакистаном из Великобритании (бывшей метрополии), ПЛ не было. Все попытки пакистанских ВМС обзавестись субмаринами были безуспешны до середины 60-х годов. Однако после 1962 года началось китайско-пакистанское сближение, одновременно активизировались и американо-пакистанские отношения. Как следствие, в 1964 году пакистанские ВМС получили в аренду подводную лодку SS479 «Диабло» (тип "Тэнч"), которую переименовали в S130 «Гхази». Хотя она и была построена в 1944 г., тем не менее оставалась еще вполне боеспособным кораблем. В конфликте между Индией и Пакистаном в 1965 году «Гхази» участия не принимала (или по политическим соображениям или из-за недостаточной готовностью экипажа. После вооруженного конфликта 1965 года Пакистан направил основные усилия на модернизацию сухопутных войск, а ВМС до 1971 года получили только 3 новых корабля. Это были построенные во Франции ДЭПЛ типа «Дафне»: S131 «Хангор»,"S132 «Шушук», S133 «Мангро».
Итак, к моменту начала индо-пакистанского конфликта 1971 года подводный флот Пакистана насчитывал 4 лодки. Они базировались в Карачи, представляли собой ударную силу пакистанских ВМС, были наиболее современными кораблями в их составе.
2.Индийские ВМС получили первую субмарин в свой состав в 1968 году (позже пакистанцев). Это была ДЭПЛ типа «Фокстрот», построенная в СССР и переданная Индии в соответствии с договоренностями между индийским и советским руководством. Всего к декабрю 1971 года Индия получила 4 таких ПЛ: S20 "Курсура", S21 "Караньи", S22 "Кандхери", S23 "Кальвари" (Бывшие Б-402, Б-405, Б-401, Б-51). Они базировались в Вишакхапатнаме на побережье Бенгальского залива, но при необходимости могли использовать базы и на западном побережье Индии. Кроме того, оперативные возможности индийских лодок существенно повышались, благодаря наличию плавучей базы А14 "Эмба" (типа «Югра»).
3.Перед пакистанскими ВМС и их субмаринами, в частности, стояла сложная задача - действия на двух разобщенных ТВД (расстояние между Восточным и Западным Пакистаном по морю - более 3000 миль). Основным считался западный театр, поэтому большая часть пакистанского ВМФ базировалась там. Главными задачами пакистанских субмарин считались, уничтожение единственного индийского авианосца и борьба против индийских кораблей. В качестве второстепенных рассматривались постановка минных заграждений и борьба против торгового судоходства.
В соответствии с этим S130 «Гхази» предназначалась для действии в Бенгальском заливе, а 3 лодки типа «Дафне» - у западного побережья Индии. Однако в ноябре 1971 года после того, как пакистанская разведка установила, что индийский АВ, базирующийся в Бомбее, ушел в Бенгальский залив, план пришлось скорректировать. Субмарина S133 «Мангро» получила приказ перейти в Бенгальский залив, где, вероятно, д.б. базироваться в Читтаонге. Индийцам стало об этом известно еще до начала военных действий, т.к. лодку обнаружили во время заправки топливом южнее о. Шри-Ланка.
4.Индийское командование также считало западный ТВД главным. Поэтому здесь должны были сосредоточиться 3 индийские лодки, а четвертой следовало оставаться в Бенгальском заливе. Главными задачами индийских лодок считались дальняя блокада пакистанских портов Карачи и Гвадар (побережье Аравийского моря), Читтаонг (побережье Бенгальского залива) и борьба против торгового судоходства»
Т. о., к началу военных действий в акватории Бенгальского залива находились 2 пакистанские и индийская ПЛ, а в Аравийском море - 2 пакистанские и 3 индийские лодки.
Мезансцена готова, переходим к самому конфликту...
ф.1.- американская ПЛ "Диабло" - будущая "Гхази"
ф.2.-индийская ПЛ "Курсура" (музей)
3 минуты
30 июня 2023
350 читали