389 подписчиков
«В ХХ веке благодаря росту доходов и техническому прогрессу наступит время, когда никому не придется работать больше 15 часов в неделю», — заявил в 1930 году экономист Джон Мейнард Кейнс. Чем же человек заполнит образовавшееся свободное время? — стали размышлять многие. Но время шло. Приблизиться к такой реальности не получилось. Почему?
Еще больше статей и практик в нашей группе вконтакте: vk.com/...nru
и телеграм канале:t.me/...nru
Еще больше статей и практик в нашей группе вконтакте: vk.com/...nru
и телеграм канале:t.me/...nru
За одними потребностями следуют другие, компании выпускают новые гаджеты и технические новинки. И вот уже вроде бы мультиварка за нас готовит, а стиральная машина стирает, а времени не становится больше. Еще есть законы успешного успеха и деньги, на которые можно было бы купить свободное время, но их всегда недостаточно для этого. В деньгах ли дело или во времени? Про философию денег нам еще предстоит поговорить, а вот про время — пора, если мы продолжаем думать о том, как это #медленнозначитсвободно.
Судя по тому, что пишут историки и социологи, ускорение началось в тот момент, когда появились механические часы, время стало измеряться не в привычных для каждого народа «попугаях», в варке картофеля, как у инков, например, а в минутах и часах. Оно стало абстрактным, отчужденным. С ним, а не с результатом стали соотносить производительность. И тогда появляются конвейеры и нормативы, сверхскоростные поезда, отели-капсулы, краткие пересказы книг — максимум информации за минимум времени.
Мы, старательные ученики, заполняем матрицу Эйзенхауэра, начинаем с дел под грифом «срочное-важное», пытаясь их переделать, что прорваться к квадрату «несрочное-важное». Нам кажется: вот-вот еще немного и выдохну, отправлюсь к родителям, у которых не был два года, или еще полгода, новая должность — и там уже можно в отпуск. Время идет, а вырваться из квадрата срочных рутинных дел не получается. К тому же, «пробки» съедают остатки времени, и некогда сходить в парк, а сказку перед сном рассказать детям мы перепоручаем Алисе. Есть и те, кто ругает себя в сердцах за то, что из списка дел в 20 пунктов за день удалось вычеркнуть «всего лишь» 18.
Ложась спать, или просыпаясь среди ночи, мы смутно ощущаем, что опять потратили день не на то, и что есть что-то более важное. Как будто когда-то давно мы пробовали жизнь на вкус и знаем, что она приносила больше радости. Твердо решаем возобновить выезды на пленер. Но наступает утро. И к вечеру то же чувство отчаяния. Действительно ли ценны те люди и вещи, которым мы отдали свой день жизни?
Наверное, пора признать, что время, когда мы решим все рабочие задачи, проявив чудеса оптимизации, наступит примерно… никогда :).
По одной простой причине: мы не можем время контролировать, и управлять им на заветный 101 процент не сможем никогда. Усиливая контроль, мы избавляемся от всего, что не можем контролировать, от того, что неэффективно и не ускоряется вместе с нами, от того, что вообще бесполезно: медлительные друзья или прогулки под дождем.
И еще. Помните пример из логики: «Все люди смертны. Иванов — человек Следовательно…». Да. Смертен. Именно попытка контроля — это попытка отодвинуть в сторону очевидный факт. И перед лицом этого факта придется признаться, что квадрат «важное несрочное» оказывается приоритетным. И трудный выбор сделать придется. Даже если отсрочить этот выбор тщательным планированием или прокрастинацией.
Неопределенность выглянет из-за угла и помашет нам рукой. Напомнит о себе неожиданным событием, совпадением, знакомством или потерей. Такова реальность. Ее можно отрицать. Но, как в «Шоу Трумана», однажды за декорациями проглянет живой мир.
А что, если не сопротивляться и не декорировать реальность срочными задачами?
Признать конечность, стать ее союзником. Пустить в жизнь не самые срочные дела, прокатиться на ретроавтомобиле по городу, или наоборот с VR очками на метеоре, поехать собирать клубнику в выходные, медленно рассматривать иллюстрации в детской книжке, позвонить тому, с кем давно не разговаривал? Стать заодно с жизнью, попав в такт.
3 минуты
30 июня 2023