27 подписчиков
Тексту важен ритм! Это утверждение может поставить в тупик...
Какой еще ритм в прозе? Со школы мы привыкли, что ритм — характеристика поэзии. Дактиль, анапест, амфибрахий. Все мы помним эти чередования ударных и безударных слогов. Поэтому неудивительно, что в обыденном сознании ритм — свойство стиха.
Однако, это не так. Своя ритмика есть и в прозе. На нее влияет длинна и порядок слов в предложении, придаточные обороты, парцелляции, лексические повторы.
Чтение книги — своего рода транс. Автор погружает читателя в историю и делает это текстом. Важно сохранить этот транс, поддержать и усилить. Если слова соединены между собой хорошо, если одно предложение плавно вытекает из другого, читатель не заметит, как, закончив одну главу, перескочит в другую, как замрет перед полкой книг в магазине, решив пробежать пару первых абзацев и обнаружив себя на десятой странице.
Ритму прозы почти невозможно обучить. Именно поэтому никто из исследователей не может дать внятный ответ, что это такое и за счет чего держится. Он идет изнутри, из субъективного ощущения автора и более всего определяет авторский стиль. Он влияет на читателя неявно, подсознательно, подспудно.
Если иногда вам кажется, что где-то в предложении не хватает еще одного слова или придаточного оборота, но при этом вы полностью выразили мысль, значит столкнулись с ритмом. С той волной, которая несет читателя через историю. С тем плохо объяснимым ощущением транса, который отличает хороший текст от плохого.
Ритм важнее средств художественной выразительности. Он — основа, вокруг которой все строится. Он — стержень, фундамент и база. Ритмически идеальный текст имеет больше шансов быть дочитанным, чем сложный, перенасыщенный метафорами и силлепсами конструкт, не имеющий внутренней цельности.
Будьте внимательны к ритму и проза заиграет для вас новыми красками!
1 минута
29 июня 2023