18 тыс подписчиков
[Ships]
В середине 60-х годов, учитывая бурный рост б/возможностей минного оружия было принято решение разработать новый рейдовый речной ТЩ, проект получил шифр "Корунд" и номер 1258. В результате проведенных работ сначала ПКБ "Алмаз", а затем Западным ПКБ был спроектирован новый корабль (РТЩ). Их строительство было развернуто на Средне-Невском ССЗ в 1969 году (головной - в 1967 году).
Строительство велось активно и до 1984 года для ВМФ СССР было построено 49 РТЩ пр.1258 (по др. данным - 52), кроме того еще 40 единиц корабля было построено по пр.1258Э на экспорт. Такая востребованность у зарубежных партнеров обуславливалась тем, что корабль оказался достаточно удачным и при малых размерах (ок.90 т, длина 26,1 м) - практически миноносец конца 19 века, имел полный набор противоминного вооружения, что по мнению экспертов, выделяло его от зарубежных аналогов.
Правда, отмечается, что несмотря на "малые" размеры, он не был рассчитан (по замыслу) для перевозки по железной дороге. Но главной особенностью корабля, можно сказать, было то, что в качестве основного материала корпуса и его конструкций был применён стеклопластик. В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества. К сожалению, как отмечается экспертами, отечественный стеклопластик оказался достаточно хрупким и не пластичным. Несмотря на свои достоинства - к концу 70-х устарел, а ограниченное водоизмещение не позволяло установить более современное оборудование.
Продолжением "идеи" РТЩ с корпусом из стеклопластика в "минимальном" объеме стал проект 10570 (шифр "Сапфир"). ВМФ требовались дешевые, но функциональные корабли такого класса и в 1975 году было выдано новое задание Западному ПКБ на проектирование нового корабля.
Новый корабль также получил корпус из стеклопластика, чуть большие размеры (без "железнодорожной прописки"), усиленное арт.вооружение (АК-306), более мощную ГЭУ, но главное - специальную ГАС поиска мин "Кабарга-А1". За строительство взялся вновь Средне-Невский ССЗ, который в общей сложности построил 10 единиц (запланировано-17) по данному проекту. В настоящий момент (возможны изменения) 2 корабля списаны (один в 2005 году, другой - в 2014), 7 находятся в составе ВМФ РФ, 1- ВМС Казахстана.
Однако целью этого поста было не простое напоминание о минно-тральных кораблях советского флота
Дело в том, что в настоящий момент (надеюсь на это) на Балтийской косе находятся списанные из состава ДКБФ как раз два рейдовых тральщика с корпусами из стекловолокна, и как раз двух рассмотренных выше проектов: пр. 1258 (шифр «Корунд») и пр.10750 (шифр «Сапфир»). Кстати, друзья, как по вашему, какой из 2х списанных "сапфиров" мы видим на фото - РТ-341 или РТ-249?
Подскажите, ведь если корпус из стеклопластика - значит он в любом случае не проржавеет, и практически является вечным? И тогда насколько возможно восстановление этих кораблей в качестве музеев-памятников? Пока они еще есть в нашем распоряжении, чтобы в дальнейшем не огорчаться, что потеряли частичку памяти флота. К тому же всегда есть (может не для этих экземпляров) возможность "диверсификации" кораблей такого класса по опыту "Калипсо" Ж.И.Кусто. Или это прерогатива западного "буржуинского" общества, где могут быть энтузиасты -ученые?
Конечно, оживить и поставить "на ход" то что мы видим на Косе вряд ли возможно - но для постаментов они вполне еще крепкие, несмотря на граффити, )
И, что интересно, прецедент уже есть - в Питере ПРОДАЕТСЯ корпус РТЩ пр.1258. причем, как видно из объявления его состояние не катастрофическое: "Находится в яхт-клубе на береговом хранении. Недавно произведен полный ремонт корпуса... установлены новые окна в надстройке, дверь, имеются валы, шпиль, винты в насадках и рулевая машина. Недавно перекрыта стекло-пластиком палуба, эпоксидной мастикой покрашены надстройка и борт"! Но машины там нет,(
Может доживем, что такие корабли смогут получать вторую жизнь, или их сохранят как экспонат музея.
фото 1,2-РТЩ на Балтийской косе
фото 3-РТЩ пр.1258, Архангельск, 1992 г
фото 4-РТЩ пр.10750, СПб, 1992 г
фото 5,6-Корпус РТЩ на продажу
3 минуты
16 июня 2023
493 читали