2 подписчика
Негативная мотивация, или как не надо мотивировать
Мне важно, чтобы все мои ученики и ученицы чувствовали себя на моих занятиях комфортно. А первый шаг на этом пути — это исключение всех негативных факторов. Самый распространённый и вредоносный из них — негативная мотивация.
⠀
Если сейчас не разберёшь эту тему, то не сможешь продвинуться дальше. У тебя не убрано в комнате, как тебе не стыдно! Если не будешь учиться, то тебе будет не на что жить.
⠀
Эти фразы и им подобные как раз являются яркими примерами негативной мотивации. Они прочно вошли в наш лексикон, и мы часто говорим их совсем не задумываясь.
⠀
Сегодня я хочу привести здесь основные типы негативной мотивации и рассказать, почему этот способ взаимодействия вообще с любым человеком (не только с ребёнком) далеко не самый эффективный.
⠀
Страх. Чаще всего это страх перед наказанием за какой-либо проступок. Здесь важно понимать, что страх перед последствиями работает ровно до наступления этих последствий. Именно поэтому лучше не пугать ребёнка армией слишком отчаянно. Ему может показаться, что проще уже отслужить и получить свободу.
Чувство страха работает как отрицательное подкрепление. Именно поэтому сначала чувство страха может дать хороший толчок и активизировать ребёнка. Но если страх является постоянным фактором, то ребёнок будет искать другие пути его избегать. Именно поэтому я перестала ругать детей за несделанные домашки. Пусть он лучше сдаст два задания из десяти, и я его за них похвалю, чем буду слушать очередную выдуманную историю про рожающего кота или разбираться в непонятно откуда списанном решении.
И осторожнее с угрозами, даже шуточное обещание наказать ребёнка, и даже если ребёнок это понимает, всё равно снижает между вами доверие.
⠀
Долг. Эта мысль кому-то может показаться радикальной, но если её принять, то общение с ребёнком будет протекать значительно легче. Ребёнок никому ничего не должен. Долг - внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, высшая форма сознания, основанная на саморефлексии. Таким образом, долг может присутствовать в жизни человека, только как его осознанный выбор. Нельзя долг одного человека переложить на другого. Ребёнок не выбирал ходить в школу, делать домашнее задание и мыть пол.
⠀
Боль. Этот пункт привожу исключительно для полноты классификации. Думаю, что все знают, что насилие порождает насилие. Как сказала Екатерина Шульман “Если это с вами происходило в детстве, то постарайтесь сделать так, чтобы эта страшная цепочка насилия закончилась бы на вас. Скажите: “Всё, за мной не занимать.”
⠀
Стыд. Стыд, или страх общественного осуждения, не является базовой человеческой эмоцией, это социальный конструкт и исключительно инструмент манипуляции. Стыд заставляет человека всё время ориентироваться на мнения окружающих, и очень часто это происходит в ущерб себе.
⠀
Избыток негативной обратной связи.
Очень часто ученик или ученица всё делает неправильно, ошибка идёт за ошибкой, а ещё полностью неправильная домашняя работа.
Думаю, многим из нас знакома ситуация, когда похвалить ребёнка ну совсем не за что, замечания сыплются одно за одним, а ведь мы должны быть справедливыми. На все ошибки нужно указать. Именно в таких ситуациях возникает избыток негативной обратной связи, и несмотря на, казалось бы, её объективность и обоснованность, такой подход тоже негативно сказывается на ребёнке. Это всё равно минус-подкрепление. В такой ситуации важно найти, за что похвалить ребёнка, дать ему положительную эмоцию.
⠀
Подводя итог, можно сказать, что негативная мотивация погружает человека в состояние стресса. На первых порах может показаться, что человек становится собраннее, как будто бы это поддерживает его в тонусе. Но на длинных дистанциях стресс оказывает негативное воздействие на все психофизические процессы (работа памяти и мышления тоже сюда входит).
⠀
И мне кажется, что все мы пришли в этот мир, чтобы им насладиться и хоть немного побыть счастливыми, а не быть кому-то должными, чего-то бояться и стыдиться.
3 минуты
13 июня 2023