Найти тему
3372 подписчика

ЮБИЛЕЙ

145 лет со дня рождения Станислава Шацкого
*
Станислав Теофилович Шацкий (13 июня 1878 — 30 октября 1934) — выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования
*
Мы не понимаем смысла детской работы. А для ребёнка, чем он меньше, тем более его работа, рисунок, движение есть игра, в которую он должен играть; есть символ, в котором он видит целую цепь своих, сначала туманных, а после все более и более проясняющихся впечатлений.
*
Можно убедиться, что в области и умственной жизни дети могут заставить нас прийти к любопытным заключениям. В самом деле, дети с поразительной настойчивостью исследуют, рассматривают, подвергают всяким пробам и испытаниям все попадающие на глаза предметы. В чем же корень этой настойчивости, равной неодолимому их стремлению двигаться, играть и выражать себя разнообразными средствами? Очевидно, в духе исследования.

Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей.
*
Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни… Мы сами того не замечаем, как часто наполняем детскую жизнь страхом. Это происходит потому, что мы весьма много детям угрожаем с самых маленьких лет; мы действуем на них при помощи страха.
*
Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми.
*
Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, деятельны. Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно.

***

На фото справа: Первые баранки, 1911. Летняя школа «Бодрая жизнь» (ныне — улица Шацкого в г. Обнинске).
Созданную супругами Шацкими методику воспитания «через труд, красоту и искусство» называли «педагогическим ледоколом»; перенимать передовой опыт воспитания приезжали педагоги из многих стран мира.
Одним из основных принципов жизни в летней школе было самоуправление. Поэтому решением бытовых проблем занимались сообща — вместе сажали огород, ухаживали за домашними животными, стирали, пекли хлеб и баранки.
1 минута