272 подписчика
«Мёртвые души» вышли в 1842 году — почти два века назад, и с тех самых пор каким-то чудесным образом постораниваются и дают им дорогу любые другие книги на русском языке.
Это экономические похождения Чичикова (а вовсе не столь же крутой «Ревизор») сделали Николая Гоголя великим русским писателем.
Мне очень нравится наблюдение Дмитрия Быкова о том, что национальная литература всегда опирается на две книги — о странствиях и о войне. Русская — на «Войну и мир» и «Мёртвые души». Даже как-то странно понимать, что были какие-то книги до них.
Ещё «Души» очень похожи на «Одиссею» Гомера. И даже сам Чичиков в какой-то момент говорит, что жизнь его похожа на судно среди волн. Только вместо сирены и Цирцеи — образцовые русские помещики, чьи образы актуальны во все времена.
Гоголь — отец литературного реализма. И за это он лет сто огребал от критиков. Даже Пушкину не зашли первые главы. Говорят, Пушкин и подглядел идею продажи душ — рассказал Гоголю о том, что в Бессарабии много лет умирали только военные, а среди крестьян наблюдалось исключительное долголетие — их души помещики продавали людям, скрывающимся от властей. Кстати, «Очарованный странник» часть своего странствия проводит как раз под именем умершего крестьянина.
Пушкин до выхода «Душ» не дожил, а Гоголь решил, что книга — наследие и Пушкина тоже. В принципе, это довольно хорошо прослеживается.
А ещё мне очень нравится, как Гоголь топит конец «Душ» в лирическом отступлении, оставляя самому себе закладки под вторую и третью часть — под дантевский триптих, под «Ад», «Чистилище» и «Рай». Второй том то ли сжёг сам Гоголь, то ли прикарманил Алексей Толстой, а «райская» часть так и не была написана. Так в России ад один и остался, и не переводятся на Руси Маниловы, Плюшкины и Коробочки.
Читаю и получаю огромный эстетический кайф. Удивительная книга. Если читали в школе или не читали вовсе — перечитайте.
1 минута
10 июня 2023