Найти тему

Гелий Михайлович Коржев (1925 - 2012)


Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в семье московских интеллигентов. Его дед мечтал посвятить жизнь музыке, мать была педагогом и преподавала русский язык и литературу, отец был архитектором-авангардистом, учеником Щусева и Ладовского. Таким образом с самого детства будущий художник находился в атмосфере творчества и высокого напряжения мысли.

Видя склонность ребёнка к рисованию, родители отдали Гелия в художественную студию, где его преподавателем стала Антонина Петровна Сергеева, которая была ученицей Валентина Серова и Константина Юона. Далее он поступает в
Московскую среднюю художественную школу, где учится с 1939 по 1944 год.
С наступлением войны привычный уклад жизни стремительно разрушается. Коржев решает отправиться на фронт, проходит курсы военной подготовки снайперов. Однако в июле 1941 года МСХШ эвакуируют в Башкирию, и уже в конце
сентября по совету педагогов Коржев с последней группой также отправляется туда дожидаться призыва. Программа обучения меняется, появляется больше гуманитарных дисциплин, в силу того что многие преподаватели ушли на фронт, а также учебной натуры не хватало. Ученики ходили с этюдниками по сельским избам, а в свободное от занятий время помогали в сельхоз-работах и ходили в походы.

В 1943 году школа возвращается в Москву, и уже в следующем году первый выпуск без вступительных экзаменов зачисляется в Суриковский институт. Об этом времени сам художник вспоминал так: «Было трудно. Холодно, голодно.
Не оставляла мысль о том, что за эту возможность учиться заплачено кровью наших бойцов… Каждый из нас на всю жизнь сохранил это острое чувство долга». Так для него тема войны стала одной из центральных в творчестве, хотя сам он не считал себя художником, занимающимся этой темой.

Над темами связанными с Великой Отечественной войной Коржев работал более 20 лет. Позже эти работы назовут циклом «Опалённые огнём войны». За этот цикл он получил различные государственные награды. В него входят такие работы, как «Мать», «Следы войны», «Старые раны», «Проводы», «Заслон», «Облака 1945 года», «Победа живых и мёртвых (Памяти павших)». Все они принадлежат к так называемому «суровому стилю». Художник не делил жизнь героя на «до» и «после», а воплощал его образ со всеми увечьями и отметинами, оставленными судьбой.

#наука
#история
#искусство
1 минута