Найти тему
18 тыс подписчиков

[History-Paradoх], №3

Нам часто кажется, что из событий прошлого, тем более если они относятся к событиям ХХ века, известно уже практически всё. Однако иногда появляются данные, которые сложно объяснить, даже спустя 80-90 лет. Прошлый раз мы рассматривали странные сообщения о судьбе "немецких" подводных лодок, на это раз "парадоксальный" случай связан с советской субмариной.

В статье "Операции советских подводных лодок во Второй мировой войне" Рольфа Эрикссона (сборник "Reevaluating Major Naval Combatants of World War II", Westport,1990) есть интересная информация: "...в сентябре подводная лодка типа Щ (возможно - Щ-202 из состава учебного дивизиона в Новороссийске) подошла к турецкой рыбацкой деревушке, и ее командир с супругой попросили политического убежища". Уточним, речь шла про 1941 год.
Как видим ситуация "не хуже, чем немецкая лодка в Кронштадте", хотя сразу вопрос - "у кого в турецкой рыбацкой деревушке советский командир просил политического убежища"?

Дело в том, что Щ-202 с 26 августа по 15 сентября 1941 года находилась на патрулировании (позиция № 9, южнее входа в Керченский пролив), а второй раз была в море с 5 по 12 октября на позиции № 10 (район Новороссийска), после чего с 14 декабря встала на капитальный ремонт. Но главное в этой "хронологии" то, что, командовавший ей с первый дней войны капитан-лейтенант В.Х.Козюберда бессменно занимал этот пост до февраля 1942 года, и не мог остаться в Турции в сентябре 1941 года, причем с женой.

Если ориентироваться непосредственно на периоды командования подводными лодками, то под описание Р.Эриксона может попасть кап.-лейтенант Г.А.Михайлов, который командовал подводной лодкой Щ-210 до 25 сентября 1941 года, а через пять суток 30 сентября лодку принял инженер-капитан 3 ранга И.Л.Зельбст. Казалось, бы что в эти пять суток Михайлов и бежал!
Но по имеющимся данным это не так. Упоминается, что на берегу Г.А.Михайлов систематически пил, а первые два выхода в море, на дозорную позицию южнее мыса Меганом и на вражеские коммуникации в районе мыс Шаблер – мыс Калиакра, оказались безрезультатными. По этой причине командование предпочло сменить командира субмарины. Может это просто объяснение "дезертирства", но также есть данные, что впоследствии «за халатное исполнение служебных обязанностей» Михайлов был отдан под суд военного трибунала, разжалован в рядовые и отправлен на сухопутный фронт, где погиб в конце 1943 года.
Более того, это не могло случиться, так как Щ-210 с 24 августа по 3 октября находилась в Феодосии и в море не выходила.

Интересен следующий факт, в "Журнале боевых действий" командования Кригсмарине от 6 октября 1941 года есть запись: "По агентурным данным будто бы поврежденная при подрыве на мине русская подводная лодка выбросилась на берег у Зонгнедага (120 миль восточнее Босфора), экипаж интернирован". Можно предположить, что это как то связао с рассматриваемым вопросом, но известно, что ничего подобного в годы войны с советскими черноморскими лодками не было. Возможно, это искаженная информация от немецкого военно-морского атташе в Турции по факту, о котором позже написал Р.Эрикссон?
Что характерно, больше никакого упоминания о чем то подобном в зарубежных и советских печатных источниках не найдено.
Мне данная информация представляется ложной, как то не представляю ситуации, когда командир сходит на берег, а субмарина после этого отходит и возвращается на базу. Какой то "Летучий Голландец".

Друзья, а что вы думаете по этому факту? Может было какое то еще неизвестное многим событие с подобным исходом.

фото 1 - подводная лодка Щ-202
фото 2 - подводная лодка Щ-210
2 минуты
391 читали