61,1 тыс подписчиков
За что советская пресса ругала "Королевство кривых зеркал" (CCCР, 1963):
Королевство кривых зеркал. CCCР, 1963. Режиссер Александр Роу. Сценаристы Лев Аркадьев, Виталий Губарев (по одноименной сказку В. Губарева). Актеры: Ольга Юкина, Татьяна Юкина, Татьяна Барышева, Андрей Стапран, Иван Кузнецов, Тамара Носова, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Андрей Файт, Лидия Вертинская, Александр Хвыля и др. 14,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Роу (1906–1973) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Варвара краса – длинная коса», «Огонь, вода и... медные трубы», «Морозко», «Золотые рога», «Василиса Прекрасная») вошли в число самых кассовых советских кинолент.
Итак, за что советская пресса ругала "Королевство кривых зеркал" (CCCР, 1963)? Начинаем читать текст 1960-х годов:
«...Королевство кривых зеркал! Страна, где приказом короля установлено, что жители имеют право смотреться только в кривые зеркала, в которых они сами, их дела и поступки предстают в искаженном до полной неузнаваемости виде. Белое оказывается черным, хорошие поступки выглядят как плохие, а плохие — как хорошие, подлость и трусость рядятся в тогу доблести и геройства. И все это необычайно трудно распознать, ибо отовсюду, из каждого уголка внимательно смотрит на вас кривое зеркало. Люди лишены возможности видеть самих себя в истинном свете. А королевские министры, задумавшие вовсе отучить своих подданных от таких понятий, как благородство, геройство, честь, бдительно следят за тем, чтобы какой-нибудь смельчак не отважился сделать прямое зеркало, и бросают в темницы непокорных зеркальщиков...
Кажется, найдена счастливая возможность развить немудреный, но вполне достойный, заслуживающий уважения замысел (эта возможность была предоставлена еще повестью, а затем пьесой В. Губарева, но которой написан сценарий фильма), воплотить его на экране с изобретательностью, фантазией, выдумкой.
Все это есть в фильме — выдумка, фантазия, изобретательность. Только чем дальше вы смотрите картину, тем больше убеждаетесь, что направлены они в несколько неожиданное русло, не предусмотренное обрамляющими картину бабушкиными заявлениями.
Первыми, с кем сталкиваются девочки в Королевстве кривых зеркал, оказываются два королевских церемонимейстера. Оля и Яло во все глаза рассматривают эту диковинную публику, а вы вдруг ловите себя на желании отвести глаза в сторону, не смотреть на пухлый, угреватый, неопределенного цвета нос церемонимейстера — вам попросту неприятно его созерцать.
Однако чуть позже, когда появляется вдовствующая королева со своими дочерьми, вы со всей очевидностью ощущаете, что церемонимейстер с его антиэстетичным носом — это, так сказать, цветочки. Сколько фантазии затрачено, чтобы головы ближайших родственниц короля оказались похожими на черепа и ночные горшки одновременно!
Справедливая ненависть к монархии всякого рода не избавляет авторов от необходимости проявлять чувство меры, особенно если их работа рассчитана на самых юных зрителей. Да и чувство такта тоже: что бы там ни было, а женщина остается женщиной, даже сели она попадает в положение вдовствующей королевы. Зачем ее так?...
Дальше — больше. Министр Абаж, что означает Жаба (в Королевстве кривых зеркал все имена произносятся наоборот) выглядит значительно противнее обыкновенной живой жабы. И когда в конце он в нее превращается, вы вздыхаете с искренним облегчением" (...). (Щербаков К. Посмотрите на себя со стороны... // Искусство кино. 1963. № 9. С. 41-42).
Полный текст этой статьи здесь: dzen.ru/...966
2 минуты
10 июня 2023
146 читали