Найти в Дзене
59,4 тыс подписчиков

Автопроизводителей заставят использовать российские компоненты


Минпромторг обдумывает изменить балльную систему оценки локализации автомобилей российской сборки, сообщает газета «Ведомости». Чтобы понять смысл этой новости, отмотаем в 2012 год, когда вступавшая в ВТО Россия одновременно с понижением ввозных пошлин ввела утилизационный сбор. Поначалу его платили только импортёры машин, затем для выравнивания условий на рынке утильсбор распространили и на каждый выпускаемый в России автомобиль. Правда, локальным производителям уплаченный сбор правительство компенсировало субсидиями: сначала, опять же, всем автозаводам и полностью, а с 2020 года без условий возвращали только половину, привязывая вторую половину к уровню локализации.

Этот уровень согласно правительственному постановлению №719 рассчитывается не в абстрактных процентах, а в баллах за каждую конкретную операцию.

В теории баллов может быть 8800, но до таких высот ещё и близко никто не поднимался. Легковушки Лада и внедорожники УАЗ, которые считаются отечественными, набирают больше 3000 баллов — и все мы видим, каких трудов стоило поддерживать производство даже урезанного модельного ряда, который остался после санкций.
Самые локализованные из иномарок — Renault Logan из Тольятти и московские Арканы и Дастеры — набирали больше двух тысяч. А средний уровень остальных — полторы тысячи баллов или меньше. Неудивительно, что продолжить их выпуск после ухода иностранных компаний оказалось невозможно.

Почему? Потому что самым отечественным был металл. В былые годы заходящие на рынок иностранцы начинали с технологических операций: за сварку и окраску кузова начисляется 900 баллов. При использовании российского металла, внедрении штамповки на всех кузовных процессах можно набрать 1650 баллов. Дальше необходимые баллы добираются, например, изготовлением выхлопной системы, мелких деталей интерьера, бамперов, литьём тормозных дисков, сборкой сидений.

Но необходимый минимум стабильно растёт. Уже в 2022 году он составлял 2000 баллов, и из оставшихся легковых автозаводов полную компенсацию получал только АвтоВАЗ.

В 2023 году планка поднимается до 2500 баллов — и это очень высокий уровень, опять-таки достижимый только для тольяттинских машин. И далее шкала будет возрастать примерно по тысяче баллов за год — при сохранении нынешней системы надежды Москвича, Эволюта и прочих стартапов получать господдержку выглядят призрачными. Причём начинать локализацию они опять-таки намеревались со сварки и окраски кузова.

Однако последний год показал, что автозаводам не хватало не металла, а компонентов. Таких позиций сотни: буквально по количеству деталей в автомобиле, вплоть до самых мелких. Локализация каждого сейчас даёт 5–10 баллов.

Поэтому Минпромторг собирается простимулировать их производство, пересмотрев балльную шкалу. По замыслу, часть баллов снимут у кузовных операций и перераспределят в пользу использования российских компонентов. Решение выглядит логичным. По понятным причинам его поддерживает АвтоВАЗ. Да и китайским маркам, не рискующим вкладываться в освоение очень дорогой штамповки на начальном этапе, должно понравиться. А вот КамАЗ, например, выступает против: и нетрудно догадаться, почему, ведь после ухода Даймлера ведущие мосты, коробки передач, тормозные системы и многие другие компоненты современных грузовиков приходится заказывать в Китае.

Напомним, что для комтранса утильсбор выше, чем для легковых автомобилей — не 180–280 тысяч рублей, а вплоть до 1,35 млн за тяжёлый грузовик. И если КамАЗ вдруг перестанет получать полную компенсацию, то это резко повысит цены на челнинскую продукцию.

#АвтоПлюс #AutoPlusTV #Россия
Автопроизводителей заставят использовать российские компоненты  Минпромторг обдумывает изменить балльную систему оценки локализации автомобилей российской сборки, сообщает газета «Ведомости».
3 минуты
720 читали