Найти в Дзене

Окна — один из наиболее часто встречающихся сюжетов в работах Александра Слюсарева (1944–2010). В 1970-е годы, когда было сделано большинство из этих фотографий, тема окон в целом волновала художников русского андеграунда — Ивана Чуйкова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова. Художники связывали ее с проблемой «выхода», которая являлась экзистенциальным вопросом в отгороженном от мира железным занавесом Советском Союзе. Выходом для Александра Слюсарева оказался свет. Свет как основа самой природы фотографии, которая исследуется в его творчестве, и свет как одна из главнейших тем в искусстве.


В его лаконичных снимках сюжет уходит на дальний план. Окно приобретает символическое значение. В советском обществе, где смыслы были затерты идеологическими слоганами, а из-за цензуры приходилось говорить на эзоповом языке, фотография становилась еще одним инструментом философской рефлексии и альтернативным способом жизни. У Александра Слюсарева метафоры рождались через переживание изменчивых состояний окон (занавешенных, открытых и закрытых), когда мир закрыт от нас, когда мы закрыты от мира.

📸 Александр Слюсарев. Снимки 1970–1990
Собрание МАММ
Около минуты
3707 читали