544 подписчика
Грешным делом иногда сравниваю своих учеников с другими и бесстыдно горжусь ими и самой собой.
Но это не значит, что я считаю себя лучше других преподавателей. Дело вообще не в этом.
Я уже прибегала к этому образу: язык - это большой пирог, который нужно как-то съесть, но заглотить его за один раз совершенно невозможно. Этот пирог нужно есть постепенно, и начать придется с какой-то одной стороны.
Язык - это сложная многоуровневая система, которую невозможно сразу взять и загрузить себе в голову. Более того, даже если вы уже разобрались в какой-то теоретической особенности, нужно еще научиться ее использовать в своей речи.
И как тот пирог, в самом начале изучения иностранного языка нужно принять решение - с какой стороны этот пирог (язык) начинать есть. С какого аспекта начать работать. Что поставить в приоритет, и отработать сразу, а что - отложить на потом.
Каждый преподаватель должен принять это решение и сделать выбор. Нет одного правильного варианта, все варианты работают - в конце концов, все ученики так или иначе начинают говорить и понимать по-французски.
Важно принимать это решение осознанно и выстраивать весь процесс изучения языка системно. Чтобы в итоге пирог постепенно съедался, а язык - улучшался. Без системного взгляда будет сложно спланировать прогресс - обязательно что-то подвиснет, что-то будет тянуть назад, что-то нельзя будет сразу применять из-за недостаточной базы.
В этом плане я - далеко не универсальный преподаватель. У меня есть система, она мне нравится и она работает, но она подходит далеко не каждому ученику и применима не к любой ситуации.
Для себя я формулирую базовые задачи уровня А1 (начала изучения) следующим образом:
1/ освоить все звуки французского языка, научиться их произносить и слышать
2/ освоить основные правила чтения, уметь уверенно читать любое незнакомое слово и записывать новые слова на слух
3/ освоить базовые грамматические структуры: соблюдать порядок слов, спрягать глаголы, выбирать артикли в конкретных ситуациях, делать нужные согласования
4/ освоить базовую лексику, которая позволяет говорить минимум о себе, выживать в простых ситуациях (например, в магазине)
В этих пунктах очень много «скрытой» работы, которая требует времени, но результат который проявляется не сразу. Мало кому из моих учеников удается освоить эту базу за 4 месяца, как обещают на многих курсах. Чаще всего это полгода, а то и год.
И иногда мне страшно, что мои ученики посмотрят на кого-то, кто условно рассказывает о событиях прошлого лета уже после 3 месяцев изучения французского, и расстроятся, потому что они пока “топчутся” на настоящем времени. Но зато я знаю, что когда они наконец-то дойдут до прошедших времен, они будут уже так хорошо справляться со спряжением глаголов, что новые времена не будут представлять сложностей.
Я переживаю, что даю фонетику постепенно и мы не трогаем носовые гласные первые пару месяцев точно. А кто-то их использует уже с первых уроков. Но зато я уверена, что мои ученики потом будут точнее произносить все гласные и в целом звучать качественнее.
Иногда я осознанно сдерживаю порывы учеников - когда им уже хочется начать работать с какой-нибудь эдакой темой, а я настаиваю на проработке базы. Зато в последствии у моих учеников формируется крепкая база, с которой они говорят четко и красиво и которая им позволит дальше прогрессировать самостоятельно, ведь они усвоят принципы и научатся сами их замечать и применять.
В конечном счете, это просто вопрос выбора. С какой стороны начать есть “пирог” французского языка. И мне нравится те результаты, которые приносит мой выбор. Но, еще раз, он подходит не всем и не всегда.
А какой опыт изучения французского (или любого другого иностранного языка) был у вас? С чего начинали? Как себя ощущаете сейчас?
3 минуты
7 июня 2023