107,8 тыс подписчиков
Той весной художник Ван Гог творил много и вдохновенно. Окрестности Сены дарили массу новых впечатлений и располагали к техническим экспериментам. Вырвавшись из городской тесноты на просторы парижских предместий, художник с головой окунулся в этот мир яркого света и волшебных тонов. А дружба с Полем Синьяком (и как следствие — влияние идей Жоржа Сёра́) окончательно предопределили трансформацию авторского стиля Винсента. Характер движения кисти стал ещё разнообразнее, сюжеты — многообразнее, палитра — светлее. Идиллические виды речных заводей, цветущих полей, тихих парков и очаровательных провинциальных городов изобилуют контрастами зелёного и розового, синего и жёлтого цветов. Слитные формы превратились в союзы отдельных энергичных мазков, прямиком отсылающих нас к творениям Сёра́, с которыми Ван Гог познакомился годом ранее в Париже.
Ниже — ради наглядности — представлено полотно «Крестьянка, копающая землю перед домом», законченное в 1885-м — это настоящий антипод любого из четырёх десятков живописных творений, созданных Ван Гогом весной 1887-го. На этом примере особенно заметен отход героя нашей статьи от стремления к строго объективному восприятию реальности. Поугасший азарт погони за ускользающим моментом бытия. Вернувшись на пленэр, живописец сосредоточился на исследовании эмоциональных эффектов, оказываемых на зрителя повторяющимися цветовыми сочетаниями, разнонаправленными линиями, иллюзиями движения объектов в рамках композиции. Теперь он — благодарный наблюдатель, стремящийся прокомментировать неповторимое своеобразие явлений природы и их гармоничное соседство с творениями рук человеческих. Определённо, в этом творческом преображении сыграло роль увлечение Ван Гога японской цветной гравюрой... Но это уже совсем другая история.
1 минута
9 июня 2023
3018 читали