Найти тему
74 подписчика

Архимандрит Киприан Керн пишет: «Отцы классической эпохи православного богословия — святитель Афанасий, Каппадокийцы, святой Максим Исповедник, патриарх Фотий, святой Иоанн Дамаскин и многие другие — были для своего времени представителями самой широкой интеллектуальной культуры. Они стояли на уровне утонченной элиты той эпохи... Они в совершенстве знали философию, риторику, математику, музыку... Отдавая бесспорное первенство духовной подготовке и благочестию, они нисколько не опасались того, что светская образованность как–то сможет помешать их благочестию и духовности. И на самом деле, ни их смирение, ни их вера, ни их молитвенный подвиг не страдали от того, что они знали Платона, Аристотеля, Гомера, Вергилия и подобных. Кто хотя бы немного углубился в изучение патристики и читал святых отцов хотя бы в издании Миня, тот не может не удивиться образованности и высокому уровню тех, кого хотят представить простачками и обскурантами. Обскурантами и простачками их хотели именно представить враги христианства Лукиан, Цельс, Юлиан, но на самом деле святые отцы поражали даже язычников своей «внешней», то есть интеллектуальной подготовкой».


Такой же невероятной подготовкой славились и современные святые отцы и учителя церкви. Николай Сербский имел три высших образования, одновременно мог создавать несколько книг, равно талантливо писал стихи и играл на флейте, глубоко интересовался как физикой так и историей древнего мира и многое другое. Иустин Сербский окончил Оксфорд (хотя и не стал защищать дипломную работу), был одним из лучших знатоков западноевропейской философии XIX – XX столетий.

Каждый святой отец и учитель церкви сам по себе – уникальный культурный феномен, хотя бы потому, что предлагаемое ими осмысление наук, философии, литературы потрясает своей глубиной и полнотой взгляда, неординарностью и талантом.
А ведь вся эта интеллектуальная подготовка не с неба сваливалась им на головы: они тратили годы жизни на то, чтобы добиться невероятных успехов в разных областях современного им знания, они упражнялись в науках и искусствах и трудом достигали совершенства. Благодать поддерживала их, но не отменяла их постоянного и каждодневного труда, совершаемого ими не только ради миссионерских целей, но и просто для удовольствия, для счастья: ведь познавать мир Господень – это нельзя назвать иначе как счастьем.

Все эти настроения святых отцов совершенно непонятны слишком многим современным христианам РПЦ, которые отвергают культуру (что было особо модно в 90-е годы XX) века, а то и вовсе по ленности не интересуются ею (это уже искажение XXI века), превыше всего в христианстве ставя своё удобство, и потому оказываясь неспособными подниматься до тех культурных высот, жить на которых казалось естественным святым отцам.
2 минуты