284 подписчика
Чтобы понять суть нации, как народной личности, нужно в первую очередь понять, что личность (как и любой народ) не является частью какого-либо целого, а заключает в себе по мере возможности духовного и нравственного развития это целое.
Если нация – соборная личность, получающая от Бога своё бытие, то её нельзя определить ни как «историческую общность людей», ни как «силу природную и историческую» (Вл. Соловьёв). Нация есть один из уровней в иерархии христианского космоса, часть ничем не заменимого Божьего замысла о мире. Не историей создаются нации, но нация-личность реализует себя в истории, другими словами, народ в своей истории осуществляет замысел Божий о себе. Поэтому история всякого народа – есть самораскрытие его личности. Никакое историческое состояние народа не исчерпывает всей полноты его личности. Этапы самораскрытия, как и в жизни отдельно взятого человека, могут противоречить друг другу, доводить народ до страшного падения, но пока живо в народе сознание личностного (национального) единства, а следовательно и своей свободы – возможен подъём из любых бездн. Иными словами – национальное самосознание является основой существования народа. И непременным условием существования и развития народа является его историческая память. Разрушение исторической памяти убивает в народе духовную тягу к полноте развития, калечит его нравственную личность, уничтожает веру в возможность творческого преодоления зла и надежду на возрождение.
Признание народов личностями ведёт к признанию их равенства, даёт каждому из них непререкаемое право на уважение и любовь других, утверждает абсолютную ценность их национального своеобразия.
1 минута
2 июня 2023