466 подписчиков
👩 Сегодня #Логопед Школы Эмоций Анна Владимировна ответит на вопрос:
В какой последовательности нужно ставить звуки❓
⠀
У разных авторов последовательность постановки звуков немного отличается, но в целом эта схема при дислалии и при дизартрии выглядит следующим образом:
⠀
сначала ставим гласные звуки,
👇
потом губные звуки «п», «б», «в», «ф»,
👇
далее идут звуки «т», «д», «н»,
👇
звуки заднего ряда «к», «г», «х»,
👇
свистящие звуки «с», «з», «ц»,
👇
шипящие звуки «ш», «ж», «ч», «щ».
👇
Замыкают постановку звук «л» и самым последним звук «р», так как он считается самым сложным в артикулировании.
⠀
Но все не так однозначно🤔
Помимо последовательности, есть еще принцип доступности, т.е. звуки нужно ставить в той последовательности, насколько они доступны ребёнку для произнесения и постепенно переходить от меньших трудностей к более сложным.
Грубо говоря, что ребёнку даётся проще, с того и начинаем.
⠀
Также звуки ставятся по их артикуляционной и акустической близости. И в этом случае мы ничего не нарушаем.
Выглядит это так: при постановке шипящих звуков, например, «ш» очень часто появляется одноударный «р». Даже если у ребенка отсутствует «л», не нарушая принцип артикуляционной близости (для произнесения «ш» и «р» нужно поставить широкий язык за верхние зубы), переходим от шипящих к звуку «р».
Или другой пример: у ребёнка или взрослого язык вялый и трудно поднимать вверх, то можно начать постановку не с твердого звука, а с мягкого, нарушив последовательность, как положено, от твёрдых звуков к мягким, поскольку данная артикуляция будет проще.
⠀
Также и при межзубном сигматизме, когда уже научили ребенка отодвигать язык за зубы и немного закусывать боковые края, но на кончике языка желобок еще не сформирован, можно начать с постановки мягкого «сь», так как при мягком звуке желобок несколько сглажен. Это тоже нормально, потому что не нарушены основное принципы постановки: доступности и перехода от более легкого звука по артикуляции к более сложным.
⠀
✔ Вполне нормально тренировать звуки одной группы практически одновременно, то есть быстро переходить от одного звука другому потому, что они схожи по артикулированию, но и в этом случае все индивидуально.
⠀
#школаэмоций #логопедонлайн #логопедическаясхема #постановказвуков
1 минута
1 июня 2023