315 подписчиков
Среди экспонатов Музея Гаража особого назначения ФСО России отдельное место занимают регистрационные знаки. Сегодня рубрику "История экспоната" посвящаем именно им.
Изначально регистрационный знак представлял собой жестяную пластинку с порядковым номером, отсюда и общее название — «номера». На заре автомобилизма в России в каждой губернии жестянки красили в разные цвета по своему усмотрению. Номера менялись каждый год, и цвет означал, что налог на машину оплачен.
В РСФСР, а позднее в СССР, выдачей регистрационных знаков занималось Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс).
3 июля 1936 года в составе Рабоче-крестьянской милиции была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), и надзорные и регистрационные действия, связанные с автомобилями, передали новой структуре.
В том же году для знаков был разработан новый единый стандарт. На черном поле размещались символы белого цвета. Сам номер состоял из двух букв и четырех цифр, где буквы означали регион регистрации. В Москве на служебные машины выдавали знаки с буквами МА.
15 июля 1946 года в СССР был принят ГОСТ 3207–46, определявший типы и размеры регзнаков. Интересная особенность: по всей стране номера выдавались желтого цвета с черными символами, а в Москве — черные с белыми. Среди них выделялась особая серия с буквами МЩ, которые устанавливались на правительственные автомобили, в том числе и на машины Гаража особого назначения.
Новый ГОСТ 3207–58 1958 года регламентировал уже целые серии номеров для партийных и государственных органов, в том числе силовых ведомств: МОЛ, МОС, МОК, МКЖ, ММЖ, ММС. Спецномера использовались и в ГОНе. Некоторые серии остроумный народ расшифровывал по-своему: МОЛ — «Мы охраняем Лёню», МОС — «В машину МОС не суй свой нос» и т.д.
ГОСТ 1977 года сделал номера белыми, а символы черными, но по-прежнему выделялись специальные серии. На автомобилях Гаража особого назначения использовались МОЛ, ММД, ММА, ММБ. Машины первых лиц, как правило, получали неприметные номера, а зачастую их не было вовсе.
Наконец в 1993-м был принят новый стандарт, где регион обозначался цифрами. С 1996 года самой известной серией регистрационных знаков ФСО России стала ЕКХ.
Подробнее с историей спецномеров вас познакомит Музей Гаража особого назначения на ВДНХ
1 минута
31 мая 2023