Найти тему
1806 подписчиков

История захватывающих поворотов: почему автобусы ЛИАЗ-677 так сильно заносились

Вспомним с памятью о советских временах пассажирский автобус ЛиАЗ-677, который на поворотах демонстрировал удивительные наклоны, напоминая крейсерскую яхту на адмиральской регате. Пассажиры спешно схватывались за сиденья, стараясь удержать в руках свои сумки, портфели и авоськи.
Затем, после каждого поворота, пассажиры негодовали на водителя, предполагая, что он привозит дрова, и вскоре на следующем повороте ситуация повторялась, а автобус снова вписывался в дорогу с максимальным креном. Почему именно этой марке автобусов приходится держаться за поручни на любых, даже небольших поворотах, в то время как другие автобусы, включая Икарусы, этой проблемы не испытывают? В чем источник проблемы именно у этой модели?
Чтобы разобраться, нужно заглянуть под ЛиАЗ-677. Там становится явным источник проблемы - его отсутствие. У ЛиАЗ-677, оснащенного рессорно-пневматической подвеской, отсутствует стабилизатор, известный как П-образная дуга. Он просто не установлен и конструктивно не предусмотрен.
И это не ошибка или пропуск - так было задумано изначально. Автобус был создан исключительно для городских пассажирских перевозок. Установленная на нем гидротрансформаторная автоматическая трансмиссия естественным образом ограничивала скорость до 70 км/ч.
И конструкторы решили, что на таких низких городских скоростях ЛиАЗ-677 будет проходить уличные повороты плавно и комфортно для пассажиров. Поэтому им не понадобятся никакие стабилизаторы. В результате, всю конструкцию можно упростить и снизить стоимость производства. Как часто бывает, конструкторы не учли определенные факторы.
Вот почему пассажиры на быстро движущемся городском автобусе Икарус практически не ощущают поворотов, благодаря превосходному стабилизатору поперечной устойчивости, который предотвращает боковые наклоны даже при высокой скорости.
В то время как у ЛиАЗ-677 даже на минимальных скоростях начинаются крены на поворотах, будто внешние колеса готовы оторваться от дороги, и весь автобус грозит лечь на бок вместе с пассажирами и их багажом.
Истинное решение заключалось всего лишь в том, чтобы не экономить на стабилизаторе, а установить его, как это делается в соответствии с технологическими требованиями. Однако конструкторы ЛиАЗ-677, стремясь снизить стоимость и повысить экономическую эффективность, не уделили должного внимания этому аспекту.
Таким образом, причина сильных наклонов на поворотах у ЛиАЗ-677 связана с отсутствием стабилизатора поперечной устойчивости, который мог бы предотвратить такие ситуации. Если бы производители не стремились к дешевизне, у автобусов этой марки был бы такой же высокий уровень устойчивости, как у других современных моделей.
2 минуты