16 тыс подписчиков
Этим утром я хотел бы поделиться некоторыми рассуждениями относительно дерева познания добра и зла. На большую статью они не тянут, так что ограничусь постом (от англ. post - сообщение).
Нам было бы в значительной степени легче, если бы дерево познания добра насадил Бог, а дерево познания зла, дьявол. Исходя из ежедневного опыта наблюдений, человек делает естественный вывод, что в мире противостоят друг другу две системы, противоположные и контрастируеющие -добро и зло. Человеку кажется, и эти мысли имеют некое основание, что существуют равноправные и борющиеся между собой сферы влияния, где каждая претендует на главенство. Дуалистическая философия как раз и проистекает из таких вот наблюдений, и порой действительно кажется, что это так. Но библейский текст напрочь отвергает подобные притязания и самым конкретным образом утверждает обратное. Дерево жизни и дерево познания добра и зла насадил один и тот же Бог. Змей, также является Его творением и эти факты показывают, что в обитаемой Вселенной нет ни одной, даже мало-мальской схемы, существующей отдельно от Него и обладающей полнейшей автономией.
Исходя из этой идеи, вполне вероятно исходили древние жители Палестины и писатели Ветхого Завета. Вспомнить хотя бы злополучного Иова, на долю которого выпали невыразимые страдания. Он неоднократно высказывался о источнике своих бед и утверждал, что именно Бог является их инициатором. Это очень тонкая грань, и понимать во всех тонкостях абсолютно все, нам не дано. Поэтому, стоит более молчать, чем пытаться проникнуть в области нам неведомые, что сообственно Бог и сказал ему, в заключительной части книги Иова.
Следующий момент. Мыслить категориями добра и зла может только Бог. Эту мысль высказывает змей, когда говорит Еве: "...откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло." (Быт. 3:5). Кстати сказать, форма слова "ka-elohim" (как Бог) всего три раза в таком виде встречается в ВЗ, в текстах, где в основном подчеркивается Его величие: Быт.3:5, Пс 77:14, Зах. 12:8. Эти примеры дают основание полагать, что текст все же следует читать в таком виде: "будете, как Бог, знающий добро и зло".
Библия совершенно определенно заявляется о суверенном праве Божием определять категории добра и зла. В тот момент, когда я размышлял об этом отрывке, мне пришла в голову мысль, о неспособности Змея проникнуть до конца в безднонную пропасть даже самого Зла. Да и говорить о нем, как источнике Зла мы в принципе не можем. Зло в самой своей природе всегда отталкивается от добрых категорий и является ничем иным, как его трансформацией, иногда ничем не прикрытой, но все чаще глубоко законспирированной и замаскированной. Змей, своими словами подтверждает догадку, что он сам лишь в начале пути и находится в процессе познания. По всей видимости он первый, кто отведал плод с дерева и теперь может рассуждать в несколько иных ракурсах. Это все мои догадки, не знаю, насколько ясно я выразился, но тут есть о чем подумать и идея все еще находится в стадии изучения.
Еще одна мысль посетила меня, и заключается она в том, что о добре и зле, кто-бы то ни был, может говорить лишь потому, что однажды Бог ввел эти понятия в обиход. Если читать конец второй главы книги Бытие, то положение Адама и Евы описывается в формате их наготы. Причем в еврейском тексте, слова "нагота" и "хитрость" - однокоренные и обладают схожим смыслом. Заметьте, нравственная природа Адама заключается в его наготе и ни о каких понятиях добра и зла не было и речи.
Ясно одно - даже зло, не является фигурой самосуществующей, автономной и на равных противостоящей добру. Это пожалуй самый главный вывод, который мы можем сделать благодаря истории записанной в третьей главе книги Бытие.
Доброго вам дня, продолжаем наше путешествие в мир бездны богатства премудрости Божией!
3 минуты
7 июня 2023
217 читали