Найти тему

Молодец в кафтане, девка в сарафане. Сегодня о сарафанном комплексе ижорок.


Сарафан (си­ник­ке, крас­сик­ке) ижоры заимствовали от русских в середине 19 века. Но, в отличие от русского сарафана, их костюм был богато украшен традиционной вышивкой на плечах и манжетах рубашки, боковых, праздничных полотенцах. Вышивка и ленты на подоле выполняли обережную функцию - они должны были защищать женщин от злых духов. Длинную холщовую рубаху пайта (пилупайта) закрепляли у горла овальной пряжкой из серебра с камнями — фибулой.

Сарафан косоклинный, из 5 полотнищ, черного или темно-синего цвета, с пуговицами и тесьмой, лентами по подолу (праздничная версия). Будничный сарафан кроме пуговиц ничего не имел. Задняя часть, «лягушка», место соединения лямок - одна из сложных элементов в изготовлении сарафана.

На пояс помимо красного плетеного пояса хэльмивёо (вюу), на котором крепились боковые праздничные полотенца, могли навязать кушак - пояс из вышитого полотенца.

Головной убор -сапано (что переводится как «парус») с двусторонней вышивкой на лобной и задней части. Под сапано надевали специальную подушечку-валик чтобы зрительно увеличить высоту лба. Уши и волосы полностью закрывались головным убором. На висках и в ушах звенящие украшения (опять же с обережной целью).

Сапано прижималось большим количеством бус. Знаете для чего?

Молодец в кафтане, девка в сарафане. Сегодня о сарафанном комплексе ижорок.  Сарафан (си­ник­ке, крас­сик­ке) ижоры заимствовали от русских в середине 19 века.
1 минута