40 подписчиков
⚙ Локализацию автомобилей в России хотят оценивать иначе
Минпромторг готовит изменения в правительственное постановление номер 719. Акцент собираются сместить со штамповки, сварки и окраски кузовных панелей на изготовление автокомпонентов. Об этом изданию «Ведомости» рассказали знакомые с ситуацией источники. Цель нововведений — стимулировать оперативное освоение критически важных для отрасли деталей.
С 2019 года в нашей стране действует балльная система оценки уровня локализации. Помимо прочего, она позволяет подписавшим специнвестконтракт (СПИК) производителям пропорционально успехам в развитии отечественной промышленности участвовать в госзакупках и получать субсидии, компенсирующие, например, утилизационный сбор.
Для понимания: сейчас при максимальном теоретическом количестве баллов 7000 за изготовление кузовов из российского металла со сваркой и окраской присуждают 1500. Поэтому, например, уровень локализации даже тольяттинской Lada Vesta составляет 4000-4500, в то время как собираемые ранее в РФ по полному циклу иностранные модели вроде Hyundai Solaris или Renault Duster набирали около 2000. И этого хватало для полной компенсации утильсбора в 2022 году, однако к 2028-му нижний порог должен вырасти уже до 5400 баллов.
При этом Минпромторг планирует забрать 1000 баллов из традиционных технологий и перераспределить их на производство компонентов. В отрасли подобное предложение восприняли негативно.
«Это по сути меняет концепт определения российскости продукта. Минпромторг так пытается простимулировать нас, чтобы мы развивали компонентную отрасль. Но от этого наши машины не станут более современными, они просто потеряют эти 1000 баллов», — заявил журналистам представитель одного из автоконцернов.
«Это никоим образом не стимулирует увеличение локализации, а только дискриминирует российских производителей, вложивших миллиарды в достигнутый уровень локализации, который хотят обнулить. <...> Минпромторг пытается принудить автопроизводителей к самостоятельному созданию автокомпонентной отрасли без понимания, что этого не произойдёт», — поддержал коллегу собеседник издания на другом заводе.
Иными словами, автопроизводителям в новых условиях станет сложнее получить господдержку, а следовательно, траты на тот же утильсбор в итоге могут переложить на потребителей, машины неизбежно подорожают. С другой стороны, делать выводы пока рано. Не исключено, параллельно с модернизацией балльной системы государство изменит и условия выдачи субсидий, чтобы сохранить разумный баланс.
2 минуты
29 мая 2023