Найти тему
168 тыс подписчиков

На окраине Усть-Джегуты, что в Карачаево-Черкесии, мы свернули с домбайской трассы по грунтовой Мостовой улице, чтобы взглянуть на Старый мост через Кубань. Военно-Сухумская дорога, проложенная на рубеже веков, рассматривалась царской Россией лишь как пролог к стройке железной дороги, которую на беспокойном Кавказе надо было как-то охранять. За то, чтобы первыми преодолеть горный хребет на паровозе, в начале ХХ века спорили государство и частная Северо-Кавказская железная дорога, планировавшая проложить лини. из Армавира в Сухум через Санчарский перевал. Проект линии от станции Невинномысская на магистрали Ростов - Владикавказ через Баталпашинскую и Теберду за Клухорский перевал был утверждён в 1914 году, ну а за его реализацию взялись уже при Советах. Хотя и в изрядном сокращённом виде: рельсовый путь в Закавказье было решено тянуть вдоль Чёрного моря, а здесь проложить тупиковую ветку от Невинномысска в столицы двух автономий. Будущий Черкесск впервые услышал паровозный гудок уже в 1929-м, а в 1939-41 годах на пути к Карачаевску (тогда Микоян-Шахару) было возведено самое сложное сооружение линии - не по-нашему высокий и ажурный мост через Кубань.


Но дальше всё пошло не так: в 1942 отступающая Красная Армия взорвала один из пролётов, обломки которого за 80 лет так и не стронула быстрая река. А в 1943-м и карачаевцев депортировали с родных гор. Микоян-Шахар (теперешний Карачаевск) стал городом Клухори, а в его связях с внешним миром Сухуми и Тбилиси стали актуальнее, чем Ставрополь или Черкесск. В Усть-Джегуте в 1944 году обустроили конечную станцию, а на Клухорском перевале - автодорогу, и ни возврат Карачая в состав РСФСР (1955), ни карачаевцев на родину (1957) не возродили довоенный проект. Теперь пешеходный Старый мост с ажурным "протезом" пролёта ведёт из райцентра в абазинское село Кубина.
1 минута
403 читали