Найти в Дзене
173,7 тыс подписчиков

В нескольких километрах от выезда из Черкесска в сторону гор привлекает взгляд "Кавказцемент", с 1974 года пылящий примерно на том месте, где в 1926-44 годах проходила граница Черкесской и Карачаевской автономных областей. У гиганта индустрии - своя достопримечательность: крупнейший в России башенный кран К-10000, разработанный в 1978 году датской компанией "Kroll Kranes A/S" для строительства атомных электростанций. Получилась действительно колоссальная машина: высота всей конструкции - 143 метра, и маленький кран наверху хотя и может помогать большому, а в первую очередь использовался для его монтажа, который занимает не менее 3 месяцев. Грузоподъёмность К-10000 - до 260 тонн, а если заменить рельсовое основание стационарным - то и до 360: им можно загрузить целый ядерный реактор в энергоблок. Всего "Кролл" изготовил 15 таких кранов, 2 из которых ушли в США, а остальные - в СССР, к 1980-м годам, с запуском "Атоммаша" в Волгодонске, поставившем строительство АЭС на поток. Но дальше - Чернобыль, Гласность, антиядерная паника и распад страны: гигантам не нашлось места в новой реальности. Часть "Кроллов" была продана за границу, часть - ржавеют на складах, но кажется, ни один из них так и не порезали на вожделенный лом. В разных источниках упоминаются К-10000 в порту Сингапура, на сборке буровых платформ в Норвегии, на атомных стройках Китая, а в постсоветских странах их осталось в строю только два - здесь да на Хмельницкой АЭС в Нетешине. Третий "Кролл" работал на стройках Татарской, Калининской и Ростовской атомных станций, а в 2015-м был демонтирован до лучших времён. Как и когда атомный кран попал на цементный завод - яндекс и гугл не знают, но даже издали видно, что чудо техники стоит без дела явно не первый год.

1 минута
1600 читали