18,2 тыс подписчиков
[History]
27 мая - день Цусимского сражения 1905 года, по новому стилю. Примем это и снова вспомним один из погибших кораблей, о гибели которого не стихают страсти и высказываются суждения - речь про броненосец "Император Александр III".
Мы недавно приводили воспоминания одного из офицеров - лейт.Э.Э.Овандера, участника испытаний корабля, на которых выявились особенности рулевого управления. Интересно, что уже после этих событий он советовал ст. минному офицеру лейт. Стаалю (погиб в Цусимском бою) добиваться того, чтобы в случае неисправности рулевого устройства руль не только не мог бы «броситься на борт», но, "становился бы прямо, иначе может повториться случай, который чуть не окончился катастрофой".
Тот же Овандер (выжил в Цусимском бою) предполагал, что в конце боя, на эск.броненосце «Император Александр III» были открыты полупортики 75-мм орудий для отражения минных атак; но так как броненосец был перегружены, то полупортики были ниже от горизонта воды, чем следовало, а потому волны их захлестывали, и на палубе скапливалась вода.
Кроме того, возможно, допускал Овандер, что к концу боя более опытный состав в управлении кораблем был весь выведен из строя, и управление перешло к тем, кто впервые управлялся с броненосцем, обладающим таким огромным конструктивным недостатком. Соответственно возможен был случай, что при приводе на курс NО 23° они положили руля больше, чем следовало, вследствие чего броненосец сильно накренился. Вода на палубе, перелившись на один борт увеличила крен, броненосец лег больше, черпнул всем бортом, и влившаяся вода положила его еще больше. Т.о. вода заставила его перейти критический момент крена, результат - перевертывание броненосца и гибель со всем экипажем.
Возможен и то, что часть полупортиков была "сбита" уже во время боя, так что на палубах было очень много волы которая переливалась с борта на борт и которую нельзя было спустить вниз, где ее можно было бы откачивать. При этом офицер (судя по ЭБр «Сисой Великий») отмечал, что запас плавучести у броненосцев должен быть огромным, а потому гибель броненосцев надо отнести к их конструктивным недостаткам, благодаря которым суда этого типа чересчур быстро начинали крениться при поворотах.
Интересно еще одно предположение, высказанное тем же Э.Э.Овандер, как некоторое объяснение опрокибывания ЭБр «Император Александр III».
Он отмечает, что когда на броненосце пришло время ставить поясную броню, то "его броня" была не готова, и чтобы не задержать работу, решено было воспользоваться броней ЭБр «Князь Суворов», которая была готова.
И ведь действительно, в декабре 1902 года был разрешен обмен между Обуховским и Ижорскими заводами 28 бортовыми плитами ЭБр «Имп.Александр III» и «Князь Суворов». И хотя броненосцы были однотипными, но на самом деле они отличались. Броня "Суворова", по словам Овандера, оказалась коротка для ЭБр «Имп.Александр III», но строителей это не остановило. Они решили, что это "неважно и решили не ставить плиту к плите вплотную, как требуется, а ставить плиту от плиты на некотором расстоянии (около полутора дюймов)..." В пространстве между плитами были вставлены куски стали. Как мы тогда этим ни возмущались, но сделать что-либо против не могли.
Удивительное решение!
Теперь представьте, как пишет Овандер, "что случайно снаряд вышибает один из стальных клиньев, т.е. одну из вставленных полос, а затем один из следующих снарядов пробивает в этом месте борт. Плиты, рядом лежащие по сторонам полосы, от постоянных попаданий снарядов расшатываются, и вода вкатывает сразу на палубу, отчего получается сразу крен. Количество воды увеличивается еще водою, которая принимается полупортиками 75 мм орудий, крен еще возрастает, а так как критический момент крена мал, то, получается, несмотря на огромный запас плавучести, перевертывание броненосца и гибель".
Не верить офицеру нет оснований, но с другой стороны, при описании постройки "Александра III" упоминается факт замены бортовых плит, которые "подгонялись по месту", но вот речи о дополнительных стальных плитах речь не шла.
Неужели в действительности было так?
Как думаете?
3 минуты
27 мая 2023
718 читали