Найти тему
158 подписчиков

История про бизнес


Очередная история из серии #занимательное_финансоведение, где генеральный директор производственной компании Владимир Петрович и финансист Елена Сергеевна разбираются с проблемами бизнеса.

* * *
Елена Сергеевна вошла в кабинет шефа и остановилась в замешательстве: тот говорил по телефону и судя по всему, происходило что-то серьезное.

— Подожди, сейчас я тебя на громкую связь поставлю. Наш финансовый директор — гений, наверняка сможет помочь.

Слышать такие слова Елене Сергеевне приходилось не так часто, как хотелось бы. Интересно, что случилось?

— Здравствуйте, Елена Сергеевна. Зовут меня Андрей Викторович, руковожу небольшой торговой компанией. Проблема в деньгах, вернее в их отсутствии. Отгружаем покупателям товар с отсрочкой, они платежи задерживают, кредитные линии выбраны. Как закрыть кассовый разрыв?

Одним из положительных качеств Елены Сергеевны была способность в подобных ситуациях не осуждать и обойтись без “как вы это допустили?”, “у вас что, нет платежного календаря?” и “не удивительно, что при таком подходе у вас нет денег”. Она умела предлагать эффективные решения быстро и без лишних слов:

— Ситуация непростая, но не безвыходная. Прежде всего нужно определить, на какие платежи не хватает денег и сколько именно не хватает и начинаем вести переговоры. Начинаем с тех, кому мы должны — нам нужно максимально отодвинуть срок платежа, но при этом с минимальными потерями для компании, то есть в идеале без штрафных санкций за нарушение условий договора. Есть вероятность, что кредитор захочет получить процент за уступки.

Владимир Петрович вмешался в разговор:
— Андрей, ты записывай!

Елена Сергеевна продолжила:
— Параллельно ведем переговоры с теми, кто должен нам, но при этом сроки оплаты по договору еще не наступили. Задача — получить досрочное погашение задолженности на максимально выгодных условиях, потому что скорее всего придется дать контрагенту скидку. Рекомендую считать все скидки в процентах годовых, сравнивать их с банковскими кредитами. Может оказаться, что оформить микрозайм на физлицо окажется даже дешевле.

Голос из динамика спросил:
— А если это не даст результата?
— Если ситуация экстренная, когда времени нет, то закрыть кассовый разрыв поможет займ собственника или другого физического лица.
— Ясно, спасибо. Надеюсь, что справимся в этот раз.
— Вы верно отметили, Андрей Викторович, про “этот раз”. Все, что я сказала — это скорая помощь, жгут для остановки кровотечения. Если такие ситуации в компании случаются регулярно, то надо решать проблему на другом уровне и строить систему.

Андрей Викторович вздохнул и решил найти поддержку у коллеги:

— Строить некогда, работать надо. Так, Владимир Петрович?
— Не соглашусь, Андрей. У нас до прихода Елены Сергеевны с деньгами полный бардак был, то и дело в карман к акционерам залезали, закрывали разрывы. Потом все наладили  — не сразу, конечно. С чего мы начали, Елена Сергеевна?
— Начали с платежного календаря на каждые 10 дней. Ввели жесткое правило “нет заявки в плане — нет оплаты”. Параллельно выстраивали процессы работы с дебиторами и кредиторами, пересмотрели подходы к условиям расчетов, разработали систему рейтингов контрагентов для определения максимального периода и объема отсрочки.

Владимир Петрович продолжил:
— Такие битвы были, пока регламенты и инструкции писали! Зато теперь все как часы. И в этом большая заслуга нашего финансового директора.

Елена Сергеевна слегка покраснела:

— Спасибо. А вам, Андрей Викторович, рекомендую подумать над тем, кто в вашей компании сможет заняться построением такого процесса. Если финансиста в штате нет, то придется распределять функции между сотрудниками, что-то возможно придется вам взять на себя. Но после того, как вы решите проблему кассовых разрывов, бизнес получит новый толчок к росту, и можно будет не только на новые рынки выходить, но и штат расширять.

* * *

Другие выпуски историй можно найти по хэштегу #занимательное_финансоведение. В июне мы проведем мастер-класс по управлению деньгами. Следите за новостями!
3 минуты