2809 подписчиков
Сегодня шестое июня. День рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Чтобы жить, человеку обязательно надо есть. С этого начинает свое существование на земле любой вынырнувший из материнского лона малыш. Но тем, что человек умеет есть, ему трудно похвастаться перед другими представителями существующей фауны. Многие из них делают это лучше.
Далее насытившийся малыш начинает обычный путь освоения окружающего пространства и исподволь накапливает необходимые навыки, которые позволяют удовлетворять расширяющийся круг потребностей.
И вот человек, культивируя в процессе развития одну новую потребность за другой, накопил их целую кучу. Без многих из них, по справедливости, он мог бы запросто прожить, однако не готов с ними расстаться: зря что ли копил? Таким мне видится человек в вечном сравнении с «братьями его меньшими», которые и по возрасту существования, и просто по росту зачастую больше годятся в «бóльшие».
Однако образ существа-одиночки тесноват для человечества. В действительности, людей к настоящему моменту накопилось аж восемь миллиардов. И у каждой восьмимиллиардной части этого целого накоплена своя собственная кучка ценностей – у кого больше, у кого меньше.
Хватательный рефлекс в человеке развивается с младых ногтей. Ребенок вырывает у коллеги по младенчеству яркую игрушку и кричит: «Не замай!». Если, конечно, к этому моменту уже умеет что-то вразумительное кричать. Позже умение хватать чужое приводит к поляризации судеб. Одни, угнав понравившуюся им машинку - даже с колесами R13, - попадают в тюрьму. Другие, завоевав целые царства, депонируют на века свою славу в человеческих скрижалях, а при жизни не имеют проблем типа «что покушать».
И то: учебники истории пестрят именами успешных завоевателей. Столь же известных воров и грабителей я не припомню. Да к тому же с совершенствованием преступной сферы воровство и грабеж перешли на второй план. Хотя те же громилы-налетчики могли бы гордиться тем, что они зачинатели долгого и сложного процесса профессионализации и диверсификации искусства отъема чужого.
Итак, имеем Цезаря, у которого даже жену боком в вечное затащили, имеем Македонского, имеем Путина.
Так все же, почему человечество уготовало столь разные судьбы отъемщикам этого самого чужого? Наверное, все определяет судьба добычи. Когда отхватывается что-то тебе не принадлежащее, важно, куда и кому она пойдет. Если для себя – пожалте в тюрьму. Если для страны – пожалте в герои.
Путь полководцев в герои понятен. Речь идет о том самом ребенке, отлично развившем в процессе взросления один из самых первых своих рефлексов и набравшийся в этом процессе понимания, куда и как главный свой талант употребить.
Менее знамениты другие, продолжившие не просто линию врожденного рефлекса, а путь культивируемых отростков от изначальных рефлексов. Человек слышит, потому что у него есть слух. Человек видит, потому что у него есть зрение. Этими свойствами обладают все, но используют их по-разному.
Есть люди, которые видят и слышат по-особенному. Например, поэты. Мало кто из них может похвастаться успешным сравнением временнóй длительности своей славы с завоевателями. Из отечественных «мастеров слова» припомню разве что легендарного Бояна. И то, в истории осталось лишь его имя, а послушать какой-либо шедевральный сказ – «нет в наличии». В то же время почитатели таланта великого римлянина тут же притащат тебе раскрашенные контурные карты и раскроют перед тобой какие-нибудь «Записки о галльской войне».
Но есть Александр Сергеевич Пушкин. Кто понимает, тому ведомо, что его не надо сравнивать с другими. Ибо несравним.
Это то же самое, что касается привычного: «Ты самый лучший в мире». Я, в силу врожденной тупости, не понимаю, чем это лучше простого ощущения божьей красоты, вложенной в дорогого тебе человека. Сравнивая с другими, ты что-то в этом ощущении девальвируешь.
Не буду ничего писать об Александре Сергеевиче – вы сами лучше меня всё знаете. Но, прощаясь на сегодня, еще раз скажу:
Он несравненен. И главное – несравним.
3 минуты
6 июня 2023
141 читали