45,7 тыс подписчиков
Тулупчик заячий и соболья "шюба"
О "заячьем тулупчике" Емельяна Пугачева известно всем - слишком уж богатый след оставила эта верхняя одежда в русской культуре - от пушкинской "Капитанской дочки" до одноименной песни группы "Любэ".
Гораздо менее известна соболья шуба Степана Разина - и я решил восполнить этот пробел.
Однажды в архивных бумагах Тайного приказа нашли очень интересный документ. Это была короткая и поразительно неграмотная записка, как будто написанная на "падонкоффском языке". Вот только написал ее еще в 17 веке царь Алексей Михайлович Тишайший собственноручно. Вот небольшой фрагмент, можете ознакомиться с царским почерком.
В записке - 10 вопросов, которые царь-батюшка велел задать плененному вору и душегубу Стеньке Разину. Первый вопрос звучал так:
1. О княз Иване Прозоровском и о дьяках, за што побил и какая шюба?
Эта история началась в июле 1667 года, когда князь Иван Семенович Прозоровский был назначен воеводой в Астрахань - слухи ходили тревожные, говорили, что Стенька-разбойник может Астрахань взять, вот город и усилили одним из лучших воевод.
Но Стенька пошел не на Астрахань, а отправился в свой знаменитый Персидский поход. Откуда, как известно, привез не только персидскую княжну, но и богатейшую добычу - по преданиям, при возвращении даже портянки у казаков были из шелка.
Одна проблема - на Дон знаменитый воровской атаман мог пройти только через Астрахань и, значит, надо было договариваться с князем Прозоровским.
Договорились.
За мзду, как водится на Руси.
Князь Иван Прозоровский получил от атамана более чем завидные "подарки" и велел открыть разинцам городские ворота. В конце концов, велика важность - басурман побили! То и не грех вовсе, а дело богоугодное.
Это был натуральный бенефис казаков - разодетые в шелка и парчу, они сорили деньгами, гуляли в городских кабаках, как будто завтра Армагеддон и сбывали на астраханском базаре свой хабар.
И все бы хорошо, но еще тогда одной из главных проблем русских чиновников было не умение остановиться.
Князь Иван Прозоровский позавидовал роскошной шубе, или, как тогда говорили, "шкуре", в которой щеголял по городу Разин - собольей, в пол, крытой роскошной персидской парчой. И стал он эту шубу у Разина вымогать.
Атаман шкуру отдал со словами:
«Бери эту шубу, лишь бы не наделала она шуму».
Шум случился через несколько лет, в 1670 году, когда войско Разина осадило Астрахань.
При штурме был убит брат воеводы Михаил. А самого воеводу Прозоровского, запершегося после ранения в соборе, Разин, взяв город на саблю, велел привести к себе.
По легенде, он спросил у него: "Шкуру мою помнишь? Или забыл, воевода, как с народа три шкуры драл, а потом и одной жалко стало?» - после чего собственноручно столкнул воеводу вниз с раската - высокой крепостной башни с плоской крышей.
Тогда в Астрахани казацкий круг приговорил к смерти 441 человека - в том числе и двух сыновей воеводы, двух Борисов: 16-летнего Бориса Ивановича Большого и 9-летнего Бориса Ивановича Меньшого.
Братьев повесили на городской стене за ноги, старший быстро умер, а младшего подняли еще "при дыхании" и отдали матери.
На этом эпизоде был сделан особый акцент в смертном приговоре, вынесенном Разину перед казнью:
"Ты же вор не насытясь невинных многих кровью и незлобных младенцев детей боярина князя Ивана Семеновича Прозоровского, велел, взять со двора, повесить через городскую стену за ноги и сверх того мучения одного (старшего) велел казнить смертью, а другого (младшего) со многими муками изувеча, отведя к Митрополиту, не чая его от таких мук жива"
Князь Борис Иванович Прозоровский (меньшой) всю жизнь оставался хромым и ходил с костылями. Даже на знаменитой парсуне 1694 года он стоит, опираясь на палки.
Эпизод с разинской шубой считался легендой, пока не была найдена записка царя.
Кстати, девятым пунктом, например, Тишайший-царь спрашивает:
9. О Каспулате, где он?
Но о сложных отношениях, связывавших двух легендарных героев русских народных песен - Стеньку Разина и Хасбулата удалого - мы поговорим как-нибудь в следующий раз.
Подписывайтесь!
3 минуты
6 июня 2023
125 читали