Найти тему

Рубрика #ИсторияЭкспоната сегодня посвящена автомобилю ГАЗ-14 «Чайка».


К середине 1960-х годов ГАЗ-13 «Чайка», удачный седан большого класса, стал стремительно устаревать. Экстерьер «Чайки», созданный под влиянием «детройтского барокко», по сравнению с новыми зарубежными автомобилями выглядел архаично. Было принято решение привести «Чайку» в соответствие современным требованиям, причем изменения должны были коснуться также безопасности и комфорта пассажиров.
Ведущими конструкторами проекта стали Н. А. Юшманов и В. Н. Носаков. Первая серия прототипов была создана в 1967 году и, по сути, представляла собой новый кузов, водруженный на шасси предшественника. Опытные образцы были забракованы, и стало понятно, что таким методом реализовать все требования к создаваемой машине не получится.
К разработке второй опытной серии подошли более основательно: изменили конструкцию Х-образной рамы, увеличили колесную базу и колею. Дизайн кузова приобрел строгие классические пропорции. В 1969 году макетная комиссия утвердила внешний вид «Чайки». Машина была подвергнута жестким дорожным испытаниям на дорогах Крыма и Кавказа. По итогам этих «экзаменов» были выявлены конструктивные просчеты и началась работа по их устранению.
Летом 1973 года отправились в испытательный пробег машины третьей опытной серии. В итоге государственная комиссия рекомендовала ГАЗ-14 к серийному производству. Мощность автомобиля составила 220 л.с., а максимальная скорость — 175 км/час. За климат в салоне отвечали два отопителя и кондиционер. Управлять приемником и магнитофоном можно было с пульта на подлокотнике заднего дивана.
Первый серийный ГАЗ-14 «Чайка» в декабре 1976 года был подарен на 70-летний юбилей Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу, будучи окрашенным в любимый цвет юбиляра — вишневый. Для подбора цвета на завод даже прислали темно-вишневую ручку Леонида Ильича.
Автомобиль ГАЗ-14 «Чайка» ждет вас в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ.

1 минута