Найти тему

Статья 5


Как избавиться от тревоги и страха и начать жить полной жизнью
Поговорим о том, к чему могут привести тревожные типы мышления. Как избавиться от фобий, панических атак и не передать похожий тип мышления собственным детям?
Для начала дам вам несколько вопросов для самопроверки. Постарайтесь отвечать максимально честно.
1. У вас бывают неприятные, навязчивые мысли, мелодии, образы? А попытки избавиться от них вызывают у вас напряжения?
2. Считаете ли вы навязчивые мысли нелепыми, но убедить себя «не думать» не получается?
3. Чувствуете ли вы фоновую тревогу в течение дня?
4. Вы беспокоитесь о том, что можете не совладать с собой и импульсивно причинить кому-нибудь вред?
5. У вас есть привычка многократно мыть руки, выдергивать волосы или брови, раскладывать предметы под определённым углом, все пересчитывать и перепроверять?
6. Эти беспокойства мешают вам в работе, семейной и социальной жизни?
Ответы «да» покажут высокий уровень тревоги, который приводит к истощению нервной системы.
Как рождаются страхи?
У современных людей — их миллионы. Кто-то до ужаса боится крыс, кто-то не может сходить в туалет в общественном месте. Одни люди отказываются летать на самолетах, а другие впадают в ступор от мысли об онкологии.
Никто не приходит в этот мир с фобией или паническими атаками. Ребенок обучается тревожному восприятию мира в семье. Затем эти стереотипы укрепляются повторением, и мы привыкаем к тому, что тревога — наша постоянная спутница. Многие пациенты так и говорят: «Ничего не поделаешь, характер у меня тревожный».
Это подкрепляют горе-психологи, которые транслируют простой месседж: «Ты такой, прими это и живи со своей тревогой дальше, пей транквилизатор».
Каждый ребёнок обучается не только полезным, но и вредным стилям мышления. Их правильно называть дезадаптивными когнитивными стилями (негативными установками). Впоследствии тревожные модели мышления возникают на автомате. Оценка любой ситуации начинается с потенциальной угрозы: не смогу, не справлюсь, меня засмеют, останусь один, умру и т.д. Эта установка рождает высокое напряжение. Дети не справляются с ним и идут к родителям. В результате у ребенка не формируется опыт самостоятельного преодоления трудностей. Дети не понимают, что тревога временна и с ней можно справиться самостоятельно.
Негативные установки все больше закрепляются, опыта решения своих проблем не формируется, ребёнок становится все более зависимым и тревожным. Взрослея, он просто меняет маму/папу на какого-то другого спасителя. И надо сказать, что отношения с этим человеком, как правило, складываются драматично: понимая, что в нём очень нуждаются, он ведёт себя все более и более эгоцентрично, отношения напоминают садомазохизм.
Что делать?
В первую очередь, сами родители должны избавиться от негативных установок, чтобы не обучать тревожному восприятию мира своих детей. Важно задуматься об этом как можно раньше. Ведь стили мышления начинают формироваться к 3-м годам. К пубертату уже работают автоматически, незаметно. К 30-40 годам психобиологический резерв снижается и, если уровень тревожности сохраняется высоким, у человека проявится вся симптоматика истощения нервной системы.
У одних людей это выльется в панические атаки, у других — в обсессивно-компульсивное расстройство или синдром раздраженного кишечника. Это разные диагнозы.

Но лечат их одними группами препаратов. Потому что это разные проявления одного процесса — истощения резерва организма на фоне тревоги и выброса стрессовых гормонов. И психотерапия должна быть одной и той же, направленной на развитие навыков саморегуляции и укрепление нервной системы.

Человек должен понять:
✅как он мыслит;
✅как нейроны формируют привычки;
✅как значимость страхов растет за счёт фокуса внимания;
✅как сформировать здоровые стереотипы мышления.
На сайте doctor-ayna.ru есть видеокурсы: «Коррекция негативных установок» (часть 1, 2, 3) и ABC-техника. Пользуйтесь и помните: жизнь без тревоги возможна, главное — правильные инструменты коррекции.
3 минуты