21 подписчик
Замечательная статья Гордона Уиллера, в которой он рассказывает о вкладе Пола Гудмана в создание гештальт-подхода, подробно описывая ситуацию на психоаналитической и культурной «сценах» того времени.
Очень рекомендую!
Небольшой фрагмент:
«Великий проект Гудмана в условиях политической ригидности и культурной пустоты послевоенного мира был тройной атакой на самые базовые предпосылки этого общества и культуры (“западную традицию”, которая теперь, по мнению Гудмана, превратилась в “систему”).
Каждое из трех направлений его критики взято из гештальтпсихологии, примененной и расширенной Левином, и в руках Гудмана каждое из них предвосхитило критические движения второй половины 20-го века.
Замена дуализма перцептивным/эмпирическим холизмом закладывает эпистемологическую и методологическую основу для интерсубъективного движения современного психоанализа, которое представляет собой радикальный гештальт в диалогической форме.
Замена индивидуализма ”отдельного я“ перспективой ”self-как-процесса" создает эмпирический контекст для реляционной психологии в ее современной, основанной на нейронауках форме как межличностной нейробиологии (сформулированной Siegel [1999] и другими).
Наконец, и это самое важное, радикальный пересмотр Гудманом желания как источника self-experience (самости) бросает фундаментальный вызов ценностям научного/материалистического режима, который доминирует в нашем мире.
Эта переоценка желания также помогает объединить раннего, более радикального Фрейда с гештальтпсихологическим пониманием Левина о том, что потребность организует “поле”, даже если это бросает вызов как “восточной”, так и “западной” культурной традиции.
Взятые вместе, три направления интегрированной критики Гудмана предлагают всеобъемлющую теоретическую и методологическую базу для современной психотерапии и смежных дисциплин, в то время как последнее из них - переоценка желания как ключа к самим ценностям — представляет собой творческий ключ к важнейшей потребности нашего сегодняшнего фрагментированного мира, а именно: интеграция психологического индивидуализма (/дуализма) и духовного монизма как таковых в клинике, а также в перспективах культуры».
Гордон Уиллер, доктор философии
Век сложности: Пол Гудман в 21 веке -- критический анализ.
Gestalt Review, 12(3):206-228, 2008
*********
Goodman’s great project, in the political rigidities and cultural hollowness of the immediate post-War world, was a threefold attack on the most basic premises of that society and culture (the “Western tradition,” now corrupted, as Goodman saw it, into “the system”). Each of the three prongs of his critique derived from Gestalt psychology as applied and extended by Lewin, and in Goodman’s hands each would presage critical movements of the second half of the 20th Century.
The replacement of dualism with perceptual/ experiential holism lays the epistemological and methodological ground for the intersubjective movement of contemporary psychoanalysis, which is radical Gestalt in dialogic form.
The replacement of “separate-self” individualism with a “self-as-process” perspective gives an experiential context for relational psychology in its contemporary, neuroscience-based form as interpersonal neurobiology (as articulated by Siegel [1999] and others).
Finally, and most importantly, Goodman’s radical revision of desire as the wellspring of self- experience offers a basic challenge to the values of the scientific/materialist regime that dominates our world.
This revaluing of desire also serves to in- tegrate the early, more radical Freud with Lewin’s Gestalt psychology insight that the need organizes the “field,” even as it challenges both “Eastern” and “Western” … (далее по ссылке)
3 минуты
22 мая 2023