Найти тему
7 подписчиков

Психологические приемы в кино. По Фрейду.


Я думаю, для многих не секрет, что главный герой в большинстве историй выглядит слабее антагониста, и что человек всегда болеет за аутсайдера и не выносит несправедливости. Но существуют намного более изящные и рабочие механизмы, которые заставляют зрителя отождествлять себя с героями и сравнивать свой характер с характерами персонажей. Эти механизмы обрисовал Фрейд.

Вся теория Фрейда хорошо ложится на любой фильм, поэтому он был бы неплохим сценаристом. Нашими эмоциями можно управлять ситуацией, например, Эдипов комплекс, понятие введенное Зигмундом Фрейдом.
Эдип за череду событий убивает своего отца и женится на матери по случайности. Эдипов комплекс можно трактовать буквально: сын испытывает сексуальное влечение к своей матери, но боится дать отпор сильному отцу, который уже овладел матерью. У теории Фрейда есть более абстрактная трактовка: «кто-то желает чего-то очень сильно, но этим чем-то уже владеет кто-то более сильный, и поэтому из-за страха смерти перечить сильному не хочется». Первое следствие из Эдипова комплекса, используемое в кино – тема запретного плода. Моральные ценности запрещают половую связь с матерью, но человека все равно влечет к ней, поэтому и буквальные вещи воспринимаются также. К примеру, в моем любимом «Американском пироге» удалось заставить желать мамочку Стифлера, даже если в шутку. Но сама комичность создается на запрещенном, ведь это мама друга.

В тему запретного плода часто вписывается тема измены, потому что она затрагивает запретный плод более остро. Например, объект измены может быть близким другом или партнером, кто уже состоит в отношениях или имеет другие обязательства. Это создает напряжение и противоречия внутри сюжета, а зритель может почувствовать эмоциональную связь с героем, который сталкивается с выбором между любовью и моральными ограничениями.

Кроме того, еще один психологический прием, часто используемый в кино, это создание эмпатии с персонажем через его внутренние конфликты и стремления. Когда зритель видит, что герой борется с личными демонами, преодолевает трудности или стремится к достижению своих целей, он начинает сопереживать и поддерживать его в этом процессе. Это делает персонажа более живым и интересным для зрителя, и позволяет установить эмоциональную связь между ним и фильмом.

Таким образом, психологические приемы, основанные на теории Фрейда и других психологических концепциях, играют важную роль в создании глубоких и запоминающихся персонажей и сюжетов в кино. Они позволяют зрителю взаимодействовать с фильмом на эмоциональном уровне, отождествляться с героями и переживать их эмоции и переживания.

#incinema_author
2 минуты