18 тыс подписчиков
[History]
Как мы выяснили ранее, из субмарин заказанных в Германии с началом войны флот Турции лишился только одной, реквизированной "на нужды Кригсмарине".
Но Турция - "опытный воин", )), поэтому не надеясь только на Германию, в марте 1939 года было заказано еще четыре ПЛ в Великобритании. Видимо понимая, что ситуация может быть разной - вот и подстраховались, но тут им повезло еще меньше.
Заказанные субмарины были кораблями среднего класса и их проект базировался на удачной английской ПЛ типа S. Разница заключалась в небольшом уменьшении размеров и сокращении на один числа торпедных аппаратов. И вскоре компания «Виккерс Армстронг» на верфи в Барроу в Фирнерс приступила к реализации полученного заказа Характеристики кораблей следующие: 683/856 т, 61,4х6,8х3,6 м; скорость 13,7/8,4 узла; 4 носовых и один кормовой ТА (вне прочного корпуса), 9 торпед, 1х1- 102-мм (76-мм) орудие. Лодки получили названия (предварительные): «Орук Рейс», «Мурат Рейс», «Бурак Рейс» и «Улук Али Рейс». Но...
После начала войны и эти лодки постигла та же участь: их реквизировал английский военный флот и переименовал в Р-611, Р-612, Р-614 и Р-615 соответственно. Но надежда на возвращение оставалась и со временем ее реализовали.
Две первые ПЛ спустили на воду в июле 1940 года и после непродолжительного использования при обороне метрополии в 1942 году, совершив с английскими командами переход через Средиземное море, они прибыли в Турцию и были переданы заказчику. Наконец то!
На двух последних ПЛ были внесены изменения, приблизив их к стандартам английского флота, в частности на ПЛ поставили ТА, способные стрелять английской торпедой Мк8, а кормовой аппарат -торпедой Мк10.
Эти переоборудования позволили использовать лодки как тренировочные лодки "Ройял Неви".
В октябре-ноябре 1940 года лодки сошли на воду, и когда две первые «турчанки» отправились домой, две последние пошли в Западную Африку, в район Фритауна (Сьерра-Леоне). Там они изображали немецкие лодки для тренировки экипажей кораблей ПЛО, базирующихся поблизости.
В начале 1943 года Адмиралтейство решило одну из этих лодок направить в район Маллакского пролива, на поддержку голландских субмарин, патрулирующих в этом районе.
17 апреля 1943 года Р-615 (фото) лейтенанта С.Ламберта покинула Фритаун и двинулась в ганский порт Такоради, под эскортом моторного тральщика ММ-107. Утром следующего дня «конвой» встретил торговое судно «Эмпайр Брюс» и сблизился с ним для опознания. Любопытство оказалось роковым. За «купцом» уже наблюдала U-123 обер-лейт.Хорста фон Шрётера, который быстро выбрал более интересную цель и атаковал Р-615 торпедой, которая прошла мимо. Атаку заметили с эскортного корабля и сообщили на ПЛ, но лейтенант Ламберт не поверил в достоверность донесения и приказал следовать дальше. Шрётер командовал ПЛ с июля 1942 г. и обладал достаточным опытом, чтобы разобраться в ситуации и рискнуть повторить атаку. К тому же был еще один фактор, подталкивавший его к активным действиям. Два предыдущих командира U-123 - кап.-лейт.К.Мёле и кап.-лейт. Р.Хардеген получили за заслуги Рыцарские кресты. Вероятно и Шрётеру хотелось достигнуть такого результата, а потопленная субмарина приближала его к этой цели.
Примерно через час после первой атаки, в 9.05 снова сработали ТА немецкой лодки и теперь не зря. Две торпеды попали в правый борт в район боевой рубки Р-615, она мгновенно затонула со всем личным составом. Турция не получила еще одну субмарину!
Интересно, что Шрётер неуклонно шел к своей цели, через несколько часов он догнал и потопил «Эмпайр Брюс». И вскоре немец добился желаемого и 1.06.1944 года получил "Рыцарский Крест" и чин капитан-лейтенанта.
U-123 стала абсолютным рекордсменом Кригсмарине, шесть офицеров этой лодки были удостоены такого высокого отличия. А за Р-615 осталась сомнительная слава последней английской лодки, потопленной немецкой субмариной.
Последняя "реквизированная" ПЛ - Р-614 до конца войны изображала из себя «живую мишень» для кораблей ПЛО, и в декабре 1945 года все же прибыла в Турцию и была передана заказчику.
Так второй раз Турция лишалась своих кораблей
3 минуты
16 мая 2023
507 читали