Найти тему
594 подписчика

Начиная со строительства Николаевской железной дороги, соединившей в 1851 г. Санкт-Петербург и Москву, установился стандарт на размер ж/д колеи — 1524 мм.


Размер был сознательно выбран отличным от устоявшегося европейского стандарта шириной 1435 мм. Решение определила государственная мудрость императора Николая I. Он имел военное образование и прозорливо оценил стратегическое значение нового вида транспорта для вооружённых сил и страны в целом.

Николаю Павловичу приписывают такое высказывание: «…ежели какой враг из Европы войной на нас пойдет, то дабы не проехал по нашим железным дорогам…»

Что и сбылось во время двух мировых войн. Вражеские войска испытывали огромные трудности с логистикой. Например, в 1941 г. немецкая группа армий «Центр» ежедневно нуждалась в 34 ж/д составах снабжения, а получала в лучшие дни максимум по 18. Наряду с другими факторами, русская колея также сыграла свою роль в поражении фашистов под Москвой.

Знал бы император Николай I, насколько он оказался прав!
Начиная со строительства Николаевской железной дороги, соединившей в 1851 г. Санкт-Петербург и Москву, установился стандарт на размер ж/д колеи — 1524 мм.
Около минуты