22 подписчика
До своего приезда в Португалию, я, заядлый киноман, как это ни странно, не видел ни одного португальского фильма. Ну не считая, конечно, «Лиссабонской истории» Вима Вендерса, но… он же все-таки немец, а не португальский кинорежиссёр.
Короновирусный карантин, в течении которого я практически всё время был заперт у себя дома в Порту, дал достаточно времени, чтобы основательно изучить этот вопрос. Оказалось, что португальский кинематограф — не миф! Пусть даже в качестве малоизвестного культурного феномена и со своими специфическими особенностями, но он существует. Более того, некоторые его представители, оказались совершенно уникальными личностями. И в первую очередь, визитная карточка португальского кино, режиссёр из Порту — Мануэл де Оливейра.
Свой путь, Оливейра, выходец из состоятельной аристократической семьи, начал с немого кино в тридцатых годах прошлого века, и снимал чуть-ли не по фильму в год на протяжении всей своей жизни вплоть до ста шести лет. Сто шесть, Карл! Даже отметив своё столетие, он создал ещё несколько лент, в которых его рука достаточно узнаваема. Это мастер прошедший через всю историю кинематографа, от немого кино до цифры. Парадокс Оливейры как режиссёра проявился в том, что лишь после восьмидесяти, он неожиданно раскрылся, показав себя как радикал и экспериментатор, переставший придавать значение зрительским симпатиям. За двадцать последних лет Мануэл де Оливейра снял больше фильмов, чем за предшествующие шестьдесят. Оливейра — не был затворником, напротив, его кредо — вино, фестивали и имидж беспечного старика, живущего в своё удовольствие и носящего титул одного из самых известных режиссеров за всю историю кино, которого, однако, совершенно не знают зрители. Гедонист, занимавшийся всю жизнь любимым делом.
В первую очередь мне были интересны фильмы снятые именно здесь, в Порту и его окрестностях. Оливейра же далеко и не ездил, его любимая локация — долина реки Дору. Например, «Долина Авраама», трехчасовой фильм 1993-го года, действие которого разворачивается на местных виноградниках. Фактически португальская версия «Мадам Бовари» Флобера: Девушку выдают замуж за доктора, которого она не любит. Она несчастна и со временем заводит себе любовника. Очень много размышлений и разговоров, что свойственно как для португальцев в целом, так и для португальского кино. В главной роли актриса из Лиссабона Леонор Силвейра. Начиная с 1988 года она сыграла в 17 картинах Мануэла де Оливейры, и была своего рода лицом его фильмов. Представляю их разговор на каком-нибудь званом ужине:
— Леонор, хочу чтобы отныне ты снималась у меня!
— В каком фильме?
— Во всех.
Кстати, вилла Мануэла ди Оливейра примыкает к парку Серральвеш, и при желании можно посетить расположенный в ней сейчас Дом кино (Casa do Cinema Manoel de Oliveira)
2 минуты
16 мая 2023